|
В 1640-х годах во Франции происходит мощный подъем в сфере
прикладных искусств, а стало быть, в том числе, в производстве
парадного оружия, особенно огнестрельного, шпаг и т. д. Французские
оружейники стали задавать тон в то время, когда немецкому прикладному
искусству угрожал застой, а итальянское и испанское, хоть еще и
располагали громкими именами, но уже заметно шли на спад. Лучшими
мастерами считаются ружейные мастера Бертран Пироб (ок. 1670), Адриан
Ренье, прозванный ле Олландэ (ок. 1724), и Луи Ренар, прозванный
Сен-Мало (ок. 1643). Но первым надо бы поставить названного ранее
Филиппа Кордье д'Обиньи (1635-1665), работы которого относятся к
наилучшим произведениям того времени и который был близок к изобретению
кремневого замка. В Нидерландах вплоть до конца XIV века уровень оружейного дела
представляется не более значительным, чем, например, в Северной
Германии, однако здесь обучали цеховых мастеров, которых вполне
можно счесть умелыми и способными. Как вообще все искусства и ремесла
при власти бургундцев испытали колоссальный подъем, так и оружейный
промысел в 1400-х годах при поддержке двора достиг небывалого расцвета.
Первый толчок дали многочисленные турниры, получившие в это время
особую популярность; любовь к роскоши обоих бургундских герцогов
- Филиппа и Карла - давала не меньший повод к художественной отделке
оружия. Растущее с начала XV века значение нидерландских оружейников
характеризуется тем, что имена более значительных мастеров мы встречаем
в документах: это Лодекен Юг в Брюсселе (ок. 1407), Жеан Виссерон
в Брюсселе (ок. 1423), придворный доспешник Массен де Фромон (ок.
1438). Около 1462 года работает знаменитый оружейник Амбруаз Рюфен,
а около 1468-го - придворный оружейник Карла Смелого Ланселот де
Жендерталь, сравнимый по продуктивности со своим современником Томазо
Миссалья из Милана. В это же время сильно выдвигаются цеха арбалетных
мастеров, которые впоследствии будут использовать для лож в основном
заморские сорта дерева. Знаменитым из них около 1469 года был Дюк
де Мюльдр. При Филиппе Добром было основано литье орудий в Мехелене. Карл
V возобновил его в 1520 году, в чем большая заслуга императорского
ружейного мастера Ганса Поппенридера. Последним значительным литейщиком
в Мехелене был в 1760-х годах П. ф. Дитрих. С кончиной Карла Смелого в 1477 году оружейное ремесло в Брюсселе,
Валансьене, Мехелене и т, д. начинает идти на спад. Единственным
крупным доспешником в 1480-х годах был Франсис Скро. Снижается и
количественная продуктивность. В 1495 году король Максимилиан I
приглашает миланских оружейников Габриэля и Франческо Мерате
в Нидерланды и поселяет их в Арбуа. В течение XVI века в этих краях царит кипучая деятельность по
производству оружия, но считать ее значительной можно только с
технической точки зрения. Можно, конечно, сказать много хороших
слов о нидерландской оружейной школе второй половины века, но художественные
достоинства ее работ очень значительно уступают произведениям времен
Фи-липпа Доброго и Карла Смелого. Почти одновременно с французским
ружейным производством в 1640-х годах началось и нидерландское,
достигнув уровня французского также и в художественном оформлении
благодаря нидерландским орнаменталистам, чей стиль уже с конца
XVI века царит в нидерландском прикладном искусстве. Соединенной
с Нидерландами географически, но отделенной политически была область
Льежа. Значительный центр кузнечного производства, он имеет генетически
много сходства с Пассау: находящийся в месте слияния Урта и Мааса
Льеж тоже обязан своим значением своим властителямепископам. Если
железоделательная промышленность там активно развивалась с IX века,
то производство пушек и холодного, а особенно огнестрельного оружия
поднялось на невиданную высоту во время нидерландской освободительной
войны XVI века. В то время Льеж снабжал оружием испанские, а также
императорские войска. Часто иностранные властители пытались освоить
здешний способ производства у себя и привлечь к себе отсюда работников.
Огром-ный объем продукции был в 1809-1814 годах произведен ими
для Наполеона. Англию с начала средних веков можно считать выдающейся страной
по производству оружия, если смотреть на дело с технической стороны.
Со времен Ричарда I здесь сложились в доспехах и другом оружии своеобразные
национальные формы, что всегда считается признаком определенной
независимости вкусов. С начала XVI века любовь двора и дворянства
к роскоши до определенной степени способствовали и росту художественного
мастерства лондонских оружейников. В XVII веке зарождается отличная
промышленность огнестрельного оружия, которая отличается безукоризненным
качеством металла и достойной восхищения работой. На континент
оружейная промышленность Англии вплоть до XVIII века имела лишь
временное и преходящее влияние. Чтобы обзорно описать оружейную промышленность Германии, нам
придется вернуться в раннее средневековье, в эпоху Карла Великого,
когда большой известностью во всей империи пользовались богато украшенные
мечи из Кельна. Насколько мы можем судить по образцам и описаниям
оружия, этот старейший центр оружейного дела находился под восточным
влиянием. Сарацинские работы с северного побережья Африки, арабские,
идущие через Византию, - все они давно нашли дорогу в Германию,
где их технике подражали, особенно ювелиры. Менее искусной, чем
кельнская, и более ориентированной на массы была оружейная промышленность
Пассау. После переноса епископства Лорх, которому угрожали авары,
в VIII веке в Пассау сюда из сегодняшних районов Северной Штирии
и Австрии переселились за своими духовными пастырями многочисленные
рабочие-металлисты и основали в указанном городе промышленность,
вскорости достигшую высокой степени развития и в течение всех средних
веков пользовавшуюся всемирной известностью. Мастерские, отчасти
зависевшие от епископа, изображали на своих изделиях - в основном
клинках мечей - начиная с XIII века епископский герб, «волка»,
а иногда и епископский посох. Знаменитый издревле знак в позднем
средневековье многократно подделывали. Одна хроника сообщает, что
якобы герцог Альбрехт в 1349 году даровал мастерским Пассау знак
волка; но это апокриф. Достоверны однако данные, что император Карл
IV дал ножовщику Георгу Шпрингельклее герб для его цеха, изображавший
корону, среди зубцов которой торчали три обнаженных меча. В определенных
контактах с Пассау находилось производство мечей Регенсбурга. В
«Песни о Роланде» в качестве изготовителя меча Роланда
(Дюрандаля) упоминается кузнец Мадельгер из Регенсбурга'. Жители
Пассау умели окружить свои изделия ореолом сверхъестественности.
Пассауский клинок мог тебя сделать «прочным», т. е.
неуязвимым, и еще «Искусство Пассау» якобы пользовалось
бесчисленным множеством таинственных средств. Это благочестивое
надувательство длилось до самого Вестфальского мира. К XII веку восходит начало оружейной промышленности Золингена,
По одной традиции, его основал в 1147 году Адольф IV Бергский, по
другой гипотезе - только в 1290 году перебравшиеся туда ремесленники-металлисты
из Штирии; своим быстрым подъемом он обязан мощному движению крестовых
походов. В XVI веке многочисленные мастерские обращались в основном
к изготовлению шпаг и рапир, в чем их и сегодня не превзошла далее
английская продукция. Клинки золингенских шпаг XVI и XVII веков
имели большое сходство с современными им испанскими, впрочем, дока-зано,
что многие мастера мечей из Золингена какое-то время работали в
Испании. Главным центром оружейного производства был Зуль в Тюрингии:
тамошняя оружейная промышленность возникла еще до 1380 года,
и он снабжал своими доспехами и мечами немецкое рыцарство. В 1563
году последний граф фон Хеннеберг основал там крупное производство
огнестрельного оружия, с которым очень считаются и по сей день.
Немалый вклад в славу Зуля внесла семья ружейных мастеров Клетт.
Необычайной производительностью в изготовлении оружия славились
не только эти крупные центры, но и многие другие города Германии.
Уже в раннем средневековье обратил на себя внимание Нюрнберг. Один
из старейших нюрнбергских цехов, цех ножовщиков, существовал с
1285 года. В XIV веке, когда мастерские Нюрнберга уже считались
первыми в Германии, на ремесло здесь стало все больше влиять искусство.
Тем не менее оружейная промышленность Нюрнберга только в конце XV
века достигла действительно блестящих результатов в художественном
оформлении оружия, и мы относим это за счет мастеров, чьи имена
навсегда оттиснуты в истории искусства; это доспешники Ганс Груневальт,
Вильгельмы Вормские, отец и сын, Конрад Лохнер, Валентин Зибенбюргер,
литейщики ружей Зебальд Бехайм, Андреасы Пегницеры, отец и сын,
и многие другие. Как в Италии, так и в Германии связи между ремеслом
и искусством станови-лись все тесней. Первый толчок к этому также
дала Италия, но могучая духовная сила нации за удивительно короткое
время преобразовала чуждые элементы на свой лад, и стальной колонной
возвышается в промышленности Германии великий немецкий художник
Альбрехт Дюрер. Он, крупнейший мастер, оказывал влияние на всю
культурную жизнь нации, до мельчайших деталей; ему ничего не стоило
перебраться из-за мольберта за стол, чтобы сделать эскиз прибора.
Император в 1517 году желает получить рисунок серебряного доспеха,
и он рисует этот доспех во всех подробностях. Доспех был выполнен
знаменитым Кольманом Хельшмидом и считался бы, если бы сохранился,
произведением непревзойденной красоты, судя по дошедшим до нас наброскам.
Не только Дюрер, но и современные ему художники, и его последователи
с успехом занимались оружейным делом. Так, в альбоме эскизов Ганса
Бальдунга Грюна мы видим рисунки образцов доспехов; мы знаем, что
эскизами оружия занимались оба Бургкмайра и Альбрехт Альтдорфер.
В декоративной области выделяется прежде всего А. Альдегревер из
франконской школы, давший свое направление в орнаментальном искусстве;
а сколь значительное воздействие на украшение оружия оказали Л.
Кранах старший, А. Хирсфогель, Виргиль Солис и ювелиры Ямницеры.
В XVI веке против могучего Нюрнберга выступил стойкий соперник
- Аугсбург. Издавна здесь были хорошие, пусть и не ведущие мастерские,
но только народное швабское искусство дало толчок для такого
их развития, что их слава обогнала нюрнбергскую. Число доспешников
в древней Аугусте Винделикорум постоянно росло. В самых первых их
рядах мы видим Кольманов Хельмшмидов («шлемников»),
деятельность которых можно проследить до 1440-х годов. Старейшему
из известных нам отпрысков рода, Георгу, наследовал его сын Лоренц
(ум. в 1516), тому - знаменитый внук Коломан (ум. в 1532), а ему,
в свою очередь, правнук Дезидериус, успехи которого затмили даже
итальянцев. Дальше следует назвать талантливого Вильгельма Зойзенхофера
из Инсбрука, Маттеуса Фрауэнбриса, Антона Пфеффенхаузера и бесчисленных
других. В литье пушек особо выделяется Грегор Леффлер из Форарльберга;
имя Аугсбурга стало нарицательным благодаря его великолепным пушкам.
Если мы зададимся вопросом, какие мастера оставили свой след
в художественном оформлении оружия и подняли оружейное дело Германии
на высочайший уровень, то увидим среди них не только художников,
но и скульпторов, ювелиров и даже простых граверов-травильщиков.
Рядом с художниками Нюрнберга и обоими Бургкмайрами здесь следует
упомянуть Ганса Гольбейна Младшего, который даже вдали от родины
оказывал заметное влияние на декоративное искусство оружейников
Аугсбурга. По-скольку Аугсбург вступил в борьбу позлее, состязание
пришлось вести в ином виде искусства. Город начал понемногу отказываться
от набросков живописцев и нашел для себя орнаменталистов среди бесчисленных
ювелиров, эмальеров и граверов, которые, как Йорг Зорг, Маркварт,
Кристоф Ленкер, Шантернелль, Аттемштеттер, а также многие другие,
были авторами превосходных работ. Промышленность могла также воспользоваться
многочисленными орнаментальными гравюрами издательства Вайгеля и
прекрасными образцами орнаментов работы Иеронимуса Кока из Нидерландов.
Среди прочих мы назовем Теодора де Бри, Мишеля ле Блона, Корнелиев
Флориса и Иоганна Вредемана Вриса. Дезидериуса Кольмана можно уличить
даже в использовании итальянских оригиналов. Не меньшее значение для развития оружейного дела имело влияние
на него некоторых дворов в Германии. В Баварии герцог Альбрехт IV
основал в 1492 году в Мюнхене литейную мастерскую для пушек на Глоккенбахе,
значительное участие в работе которой приняло семейство Эрнст. В
Лан-дсхуте была своя доспешная мастерская, самым выдающимся ее мастером
был Франц Гросшедль. В Саксонии с 1460 года работала знаменитая
семья литейщиков пушек Хильгеров из Дрездена, там же прославились
в своем деле доспепшики Ганс и Зигмунд Розенбергеры, а в Аннаберге
заслужен-ным почетом пользовалась семья фон Шпейер''. В декоративном оформлении работ этих мастеров, живущих далеко
от центров искусства Германии, нельзя заметить влияния какой-то
определенной школы. Они заимствовали для себя образцы всюду, даже
у французов, например, у Жака Дюсерсо. Впрочем, орнаменталисты постепенно появляются даже в самых маленьких
городках, где только существует прикладное искусство. Особенно многочисленны
они, по-видимому, были в Мюнхене, как можно заключить из опубликованных
Хефнер-Альтенеком рисунков из Мюнхенского королевского кабинета
гравюр. При этом крупнейшим мастером орнаментального искусства представляется
Ганс Милих, делавший эскизы доспехов для Франциска I и Генриха II
Французских, далее - Кристоф Шварц из Ин-голыптадта, разработавший
доспех для Рудольфа П. Заслуженным уважением, по этой публикации,
пользовались также Ганс Боль и Ганс Боксбер-гер. С появлением огнестрельного оружия Германия приобрела новую отрасль
оружейной промышленности, где и задавала тон в течение многих десятков
лет. Ведь в производстве такого изделия, как немецкий, или колесный,
замок, даже соперники из Брешии не смогли добиться большего успеха.
Своеобразной и достойной удивления была врезная техника немецких
ложевщиков, которая принесла им громкую славу во всем мире. Даже
после изобретения кремневого замка в Германии еще были именитые
мастера, отказавшиеся, правда, от отечественного стиля: Арман Бонгарде
в Дюссельдорфе, Ульрих Менц в Брауншвейге, 3. Хаушка в Вольфенбюттеле,
И. А. Кухенройтер в Регенсбурге и др. Тогда же возникла немецкая
литература по ружейному делу, по образцу французской; из нее назовем
только издания Петера Шенка в Амстердаме (1692) и Кристофа Вайгеля
в Нюрнберге.

' Примечательно, что на староверхнегерманском
языке madalger, на средневерхнегерманском
madelger называется горечавка крестовидная (Gentiana cruciata),
играющая немалозначащую роль в мифологии северных народов. Она получила
свое название от Мадельгера, отца Хеймира (Grimm, «Mythologie»)
(прим. авт.). '' Gurlitt, Corn. «Deutsche Turniere,
Rttstungen und Plattner im 16. Jahrhunclert». Dresden, 1889
(npим. авт.).
|