Назад

Дальше  

 В 1640-х годах во Франции происходит мощный подъем в сфере прикладных искусств, а стало быть, в том числе, в производстве парадного оружия, особенно огнестрельного, шпаг и т. д. Французские оружейники стали задавать тон в то время, когда немецкому прикладному искусству угрожал застой, а итальянское и испанское, хоть еще и располагали громкими именами, но уже заметно шли на спад. Лучшими мастерами считаются ружейные мастера Бертран Пироб (ок. 1670), Адриан Ренье, прозванный ле Олландэ (ок. 1724), и Луи Ренар, прозванный Сен-Мало (ок. 1643). Но первым надо бы поставить названного ранее Филиппа Кордье д'Обиньи (1635-1665), работы которого относятся к наилучшим произведениям того времени и который был близок к изобретению кремневого замка.
 В Нидерландах вплоть до конца XIV века уровень оружейного дела представляется не более значительным, чем, например, в Северной Германии, однако здесь обучали цеховых мастеров, которых вполне можно счесть умелыми и способными. Как вообще все искусства и ремесла при власти бургундцев испытали колоссальный подъем, так и оружейный промысел в 1400-х годах при поддержке двора достиг небывалого расцвета. Первый толчок дали многочисленные турниры, получившие в это время особую популярность; любовь к роскоши обоих бургундских герцогов - Филиппа и Карла - давала не меньший повод к художественной отделке оружия. Растущее с начала XV века значение нидерландских оружейников характеризуется тем, что имена более значительных мастеров мы встречаем в документах: это Лодекен Юг в Брюсселе (ок. 1407), Жеан Виссерон в Брюсселе (ок. 1423), придворный доспешник Массен де Фромон (ок. 1438). Около 1462 года работает знаменитый оружейник Амбруаз Рюфен, а около 1468-го - придворный оружейник Карла Смелого Ланселот де Жендерталь, сравнимый по продуктивности со своим современником Томазо Миссалья из Милана. В это же время сильно выдвигаются цеха арбалетных мастеров, которые впоследствии будут использовать для лож в основном заморские сорта дерева. Знаменитым из них около 1469 года был Дюк де Мюльдр.
 При Филиппе Добром было основано литье орудий в Мехелене. Карл V возобновил его в 1520 году, в чем большая заслуга императорского ружейного мастера Ганса Поппенридера. Последним значительным литейщиком в Мехелене был в 1760-х годах П. ф. Дитрих.
 С кончиной Карла Смелого в 1477 году оружейное ремесло в Брюсселе, Валансьене, Мехелене и т, д. начинает идти на спад. Единственным крупным доспешником в 1480-х годах был Франсис Скро. Снижается и количественная продуктивность. В 1495 году король Максимилиан I приглашает миланских оружейников Габриэля и Франческо Мерате в Нидерланды и поселяет их в Арбуа.
 В течение XVI века в этих краях царит кипучая деятельность по производству оружия, но считать ее значительной можно только с технической точки зрения. Можно, конечно, сказать много хороших слов о нидерландской оружейной школе второй половины века, но художественные достоинства ее работ очень значительно уступают произведениям времен Фи-липпа Доброго и Карла Смелого. Почти одновременно с французским ружейным производством в 1640-х годах началось и нидерландское, достигнув уровня французского также и в художественном оформлении благодаря нидерландским орнаменталистам, чей стиль уже с конца XVI века царит в нидерландском прикладном искусстве. Соединенной с Нидерландами географически, но отделенной политически была область Льежа. Значительный центр кузнечного производства, он имеет генетически много сходства с Пассау: находящийся в месте слияния Урта и Мааса Льеж тоже обязан своим значением своим властителямепископам. Если железоделательная промышленность там активно развивалась с IX века, то производство пушек и холодного, а особенно огнестрельного оружия поднялось на невиданную высоту во время нидерландской освободительной войны XVI века. В то время Льеж снабжал оружием испанские, а также императорские войска. Часто иностранные властители пытались освоить здешний способ производства у себя и привлечь к себе отсюда работников. Огром-ный объем продукции был в 1809-1814 годах произведен ими для Наполеона.
 Англию с начала средних веков можно считать выдающейся страной по производству оружия, если смотреть на дело с технической стороны. Со времен Ричарда I здесь сложились в доспехах и другом оружии своеобразные национальные формы, что всегда считается признаком определенной независимости вкусов. С начала XVI века любовь двора и дворянства к роскоши до определенной степени способствовали и росту художественного мастерства лондонских оружейников. В XVII веке зарождается отличная промышленность огнестрельного оружия, которая отличается безукоризненным качеством металла и достойной восхищения работой. На континент оружейная промышленность Англии вплоть до XVIII века имела лишь временное и преходящее влияние.
 Чтобы обзорно описать оружейную промышленность Германии, нам придется вернуться в раннее средневековье, в эпоху Карла Великого, когда большой известностью во всей империи пользовались богато украшенные мечи из Кельна. Насколько мы можем судить по образцам и описаниям оружия, этот старейший центр оружейного дела находился под восточным влиянием. Сарацинские работы с северного побережья Африки, арабские, идущие через Византию, - все они давно нашли дорогу в Германию, где их технике подражали, особенно ювелиры. Менее искусной, чем кельнская, и более ориентированной на массы была оружейная промышленность Пассау. После переноса епископства Лорх, которому угрожали авары, в VIII веке в Пассау сюда из сегодняшних районов Северной Штирии и Австрии переселились за своими духовными пастырями многочисленные рабочие-металлисты и основали в указанном городе промышленность, вскорости достигшую высокой степени развития и в течение всех средних веков пользовавшуюся всемирной известностью. Мастерские, отчасти зависевшие от епископа, изображали на своих изделиях - в основном клинках мечей - начиная с XIII века епископский герб, «волка», а иногда и епископский посох. Знаменитый издревле знак в позднем средневековье многократно подделывали. Одна хроника сообщает, что якобы герцог Альбрехт в 1349 году даровал мастерским Пассау знак волка; но это апокриф. Достоверны однако данные, что император Карл IV дал ножовщику Георгу Шпрингельклее герб для его цеха, изображавший корону, среди зубцов которой торчали три обнаженных меча. В определенных контактах с Пассау находилось производство мечей Регенсбурга. В «Песни о Роланде» в качестве изготовителя меча Роланда (Дюрандаля) упоминается кузнец Мадельгер из Регенсбурга'. Жители Пассау умели окружить свои изделия ореолом сверхъестественности. Пассауский клинок мог тебя сделать «прочным», т. е. неуязвимым, и еще «Искусство Пассау» якобы пользовалось бесчисленным множеством таинственных средств. Это благочестивое надувательство длилось до самого Вестфальского мира.
 К XII веку восходит начало оружейной промышленности Золингена, По одной традиции, его основал в 1147 году Адольф IV Бергский, по другой гипотезе - только в 1290 году перебравшиеся туда ремесленники-металлисты из Штирии; своим быстрым подъемом он обязан мощному движению крестовых походов. В XVI веке многочисленные мастерские обращались в основном к изготовлению шпаг и рапир, в чем их и сегодня не превзошла далее английская продукция. Клинки золингенских шпаг XVI и XVII веков имели большое сходство с современными им испанскими, впрочем, дока-зано, что многие мастера мечей из Золингена какое-то время работали в Испании. Главным центром оружейного производства был Зуль в Тюрингии: тамошняя оружейная промышленность возникла еще до 1380 года, и он снабжал своими доспехами и мечами немецкое рыцарство. В 1563 году последний граф фон Хеннеберг основал там крупное производство огнестрельного оружия, с которым очень считаются и по сей день. Немалый вклад в славу Зуля внесла семья ружейных мастеров Клетт.
 Необычайной производительностью в изготовлении оружия славились не только эти крупные центры, но и многие другие города Германии. Уже в раннем средневековье обратил на себя внимание Нюрнберг. Один из старейших нюрнбергских цехов, цех ножовщиков, существовал с 1285 года. В XIV веке, когда мастерские Нюрнберга уже считались первыми в Германии, на ремесло здесь стало все больше влиять искусство. Тем не менее оружейная промышленность Нюрнберга только в конце XV века достигла действительно блестящих результатов в художественном оформлении оружия, и мы относим это за счет мастеров, чьи имена навсегда оттиснуты в истории искусства; это доспешники Ганс Груневальт, Вильгельмы Вормские, отец и сын, Конрад Лохнер, Валентин Зибенбюргер, литейщики ружей Зебальд Бехайм, Андреасы Пегницеры, отец и сын, и многие другие. Как в Италии, так и в Германии связи между ремеслом и искусством станови-лись все тесней. Первый толчок к этому также дала Италия, но могучая духовная сила нации за удивительно короткое время преобразовала чуждые элементы на свой лад, и стальной колонной возвышается в промышленности Германии великий немецкий художник Альбрехт Дюрер. Он, крупнейший мастер, оказывал влияние на всю культурную жизнь нации, до мельчайших деталей; ему ничего не стоило перебраться из-за мольберта за стол, чтобы сделать эскиз прибора. Император в 1517 году желает получить рисунок серебряного доспеха, и он рисует этот доспех во всех подробностях. Доспех был выполнен знаменитым Кольманом Хельшмидом и считался бы, если бы сохранился, произведением непревзойденной красоты, судя по дошедшим до нас наброскам. Не только Дюрер, но и современные ему художники, и его последователи с успехом занимались оружейным делом. Так, в альбоме эскизов Ганса Бальдунга Грюна мы видим рисунки образцов доспехов; мы знаем, что эскизами оружия занимались оба Бургкмайра и Альбрехт Альтдорфер. В декоративной области выделяется прежде всего А. Альдегревер из франконской школы, давший свое направление в орнаментальном искусстве; а сколь значительное воздействие на украшение оружия оказали Л. Кранах старший, А. Хирсфогель, Виргиль Солис и ювелиры Ямницеры.
 В XVI веке против могучего Нюрнберга выступил стойкий соперник - Аугсбург. Издавна здесь были хорошие, пусть и не ведущие мастерские, но только народное швабское искусство дало толчок для такого их развития, что их слава обогнала нюрнбергскую. Число доспешников в древней Аугусте Винделикорум постоянно росло. В самых первых их рядах мы видим Кольманов Хельмшмидов («шлемников»), деятельность которых можно проследить до 1440-х годов. Старейшему из известных нам отпрысков рода, Георгу, наследовал его сын Лоренц (ум. в 1516), тому - знаменитый внук Коломан (ум. в 1532), а ему, в свою очередь, правнук Дезидериус, успехи которого затмили даже итальянцев. Дальше следует назвать талантливого Вильгельма Зойзенхофера из Инсбрука, Маттеуса Фрауэнбриса, Антона Пфеффенхаузера и бесчисленных других. В литье пушек особо выделяется Грегор Леффлер из Форарльберга; имя Аугсбурга стало нарицательным благодаря его великолепным пушкам.
 Если мы зададимся вопросом, какие мастера оставили свой след в художественном оформлении оружия и подняли оружейное дело Германии на высочайший уровень, то увидим среди них не только художников, но и скульпторов, ювелиров и даже простых граверов-травильщиков. Рядом с художниками Нюрнберга и обоими Бургкмайрами здесь следует упомянуть Ганса Гольбейна Младшего, который даже вдали от родины оказывал заметное влияние на декоративное искусство оружейников Аугсбурга. По-скольку Аугсбург вступил в борьбу позлее, состязание пришлось вести в ином виде искусства. Город начал понемногу отказываться от набросков живописцев и нашел для себя орнаменталистов среди бесчисленных ювелиров, эмальеров и граверов, которые, как Йорг Зорг, Маркварт, Кристоф Ленкер, Шантернелль, Аттемштеттер, а также многие другие, были авторами превосходных работ. Промышленность могла также воспользоваться многочисленными орнаментальными гравюрами издательства Вайгеля и прекрасными образцами орнаментов работы Иеронимуса Кока из Нидерландов. Среди прочих мы назовем Теодора де Бри, Мишеля ле Блона, Корнелиев Флориса и Иоганна Вредемана Вриса. Дезидериуса Кольмана можно уличить даже в использовании итальянских оригиналов.
 Не меньшее значение для развития оружейного дела имело влияние на него некоторых дворов в Германии. В Баварии герцог Альбрехт IV основал в 1492 году в Мюнхене литейную мастерскую для пушек на Глоккенбахе, значительное участие в работе которой приняло семейство Эрнст. В Лан-дсхуте была своя доспешная мастерская, самым выдающимся ее мастером был Франц Гросшедль. В Саксонии с 1460 года работала знаменитая семья литейщиков пушек Хильгеров из Дрездена, там же прославились в своем деле доспепшики Ганс и Зигмунд Розенбергеры, а в Аннаберге заслужен-ным почетом пользовалась семья фон Шпейер''.
 В декоративном оформлении работ этих мастеров, живущих далеко от центров искусства Германии, нельзя заметить влияния какой-то определенной школы. Они заимствовали для себя образцы всюду, даже у французов, например, у Жака Дюсерсо.
 Впрочем, орнаменталисты постепенно появляются даже в самых маленьких городках, где только существует прикладное искусство. Особенно многочисленны они, по-видимому, были в Мюнхене, как можно заключить из опубликованных Хефнер-Альтенеком рисунков из Мюнхенского королевского кабинета гравюр. При этом крупнейшим мастером орнаментального искусства представляется Ганс Милих, делавший эскизы доспехов для Франциска I и Генриха II Французских, далее - Кристоф Шварц из Ин-голыптадта, разработавший доспех для Рудольфа П. Заслуженным уважением, по этой публикации, пользовались также Ганс Боль и Ганс Боксбер-гер.
 С появлением огнестрельного оружия Германия приобрела новую отрасль оружейной промышленности, где и задавала тон в течение многих десятков лет. Ведь в производстве такого изделия, как немецкий, или колесный, замок, даже соперники из Брешии не смогли добиться большего успеха. Своеобразной и достойной удивления была врезная техника немецких ложевщиков, которая принесла им громкую славу во всем мире. Даже после изобретения кремневого замка в Германии еще были именитые мастера, отказавшиеся, правда, от отечественного стиля: Арман Бонгарде в Дюссельдорфе, Ульрих Менц в Брауншвейге, 3. Хаушка в Вольфенбюттеле, И. А. Кухенройтер в Регенсбурге и др. Тогда же возникла немецкая литература по ружейному делу, по образцу французской; из нее назовем только издания Петера Шенка в Амстердаме (1692) и Кристофа Вайгеля в Нюрнберге.

bar007_gray.gif

 ' Примечательно,   что   на   староверхнегерманском   языке   madalger,   на средневерхнегерманском madelger называется горечавка крестовидная (Gentiana cruciata), играющая немалозначащую роль в мифологии северных народов. Она получила свое название от Мадельгера, отца Хеймира (Grimm, «Mythologie») (прим. авт.).
 '' Gurlitt, Corn. «Deutsche Turniere, Rttstungen und Plattner im 16. Jahrhunclert». Dresden, 1889 (npим. авт.).

 

 Назад

Дальше  

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz