Как уже отмечалось, Милан имел многочисленные и прекрасные мастерские
по производству клинков. Удивительно, что эти клинки делались по
образцу испанских с «желобками для яда». Исключительными
мастерами миланцы считались по заточке клинков. Самыми знаменитыми
мастерами клинков были Антонио Пиччинино и его сын Федериго.
Необыкновенный в то время спрос, а также большой талант итальянцев
в ручной работе вызвали к жизни появление, помимо названных, множества
мастерских в маленьких городках; некоторые из этих мастерских со
временем сделались значительными. Так произошло в Лукке - старинном
городе железоделательного промысла, в Неаполе, в Пистойе, где производили
в основном ружейные стволы. В этом ремесле выдвинулись Маффиа и
Бастиано да Пистойя, работы которых и сегодня можно встретить в
различных местах. Из достойных внимания оружейников из других городов
можно еще выделить Джеронимо Спачини в Болонье, Каремоло в Мантуе,
Серафино Брешано в Брешии. Уже с начала XVI века многочисленные оружейники стали собираться
в Риме, где при папах Юлии II и Льве Х это искусство также достигло
заметного расцвета. Его подтверждают многие прекрасные образцы оружия,
в частности, освященные мечи, которые папы имели обыкновение жаловать
королям и князьям. Мастера художественного оружия Италии вращались в кругах великих
художников Возрождения, гуманистов и поэтов, и находились под их
прямым влиянием; иначе обстояло дело с оружейниками Испании, произведения
которых также отличаются уровнем техники и украшений. Прекрасное
художественное оружие Испании не связано с именами мифологических
героев, как итальянское; художественная жизнь Испании, более уравновешенная
сама по себе, накладывала отпечаток однообразия и на прикладное
искусство, в котором можно уловить только реминисценции мавританского
стиля и сильное влияние итальянцев, особенно миланцев. Испанская оружейная промышленность концентрировалась со средних
веков, как почти везде, вокруг центров добычи самого главного для
нее материала, железа, и здесь мы видим три основных области: одна
- вдоль Тахо, от гор Толедо до склонов Сьерры де Сан-Мемеде, вторая
- на побережье Бискайского залива, от Гипускоа до Леонской низменности.
Наконец, область Мурсии, простирающаяся к северу до Альбасете, к
югу - до Альмерии, Главным центром промышленности первой области
был Толедо, второй - Бильбао, Мондрагон и Саагун, третьей - Альбасете'
и Альмерия, Отдаленным от мест добычи был только один крупный центр
- Севилья. Если оба южных центра, Толедо и Альбасете, достигли огромного
значения благодаря мастерству мавров, то Бильбао представляет собой
древнейший очаг оружейного промысла, начало которого восходит к
временам иберов и который щадили даже римляне и галлы. Но производство
имело самый примитивный уровень и не менялось с незапамятных времен,
В регионе Мурсии в первую очередь осели мавры после их вступления
в Испанию. Аль-Маккари сообщает в своей «Истории мусульманского
владычества в Испании», что в королевстве Мурсия находились
самые знаменитые фабрики кольчуг, художественных доспехов и инкрустированного
золотом стального оружия'. С продвижением арабов вперед промышленность
распространялась вдоль Тахо. К сожалению, с того времени до нас
дошло не много дат, но мы все .же знаем, что Абд ар-Рахман II (822-852)
реформировал тамошнее производство оружия и что Аль-Хаким II около
965 года сделал королю дону Санчо Леонскому богатый подарок толедской
работы. Лучше известна нам промышленность Толедо только с момента,
когда этот край оказывается под властью христиан (1492). С этим
связано имя его нового основателя Хулиана дель Рея, мавра и вассала
Боабдиля, который, попав в плен, принял христианство. Его крестным
отцом якобы был Фердинанд Католик. Знаком Хулиана (возможно, идентичного
мавританскому оружейнику Редуану) было некое четвероногое животное,
возможно - подражание «Волку» мастерских Пассау, которое
испанцы принимали за собачку - «perrillo». Тем не менее
самые знаменитые клинковые мастера Испании относятся только ко второй
половине XVI и к XVII веку: это Хуан Мартинес из семьи Менчака, работавший в Лиссабоне, потом
в Севилье и Мадриде в 1560-х годах; Хуан де ла Орта (ок. 1545),
Хуан де Альман (ок. 1550), Мигель Кантеро (ок. 1564), Люпус Агуадо
(ок. 1567), Алонсо де Саагун Старший (ок. 1570), Младший, Луис (ок.
1620), Ортуно де Агирре (ок. 1604), оба франсиско Руиса, отец и
сын (1580-1617), Томас де Айяла, изготовитель знаменитых «томасовских
клинков» (ок. 1625), наконец, оба Себастьяна Эрнандеса, отец
и сын, относящиеся к XVII веку. Вскоре после этого местная промышленность
так быстро пошла на спад, что, к примеру, при Карле III в 1760-х
годах не нашлось ни одного мастера клинков, которому можно было
доверить руководство вновь создаваемой государством клинковой фабрикой.
Наконец его поручили 70-летнему Луису Калисто, которому эта промышленность
и обязана своим возрождением. Производство огнестрельного оружия было освоено Испанией только
в конце XVI века, первые стволы еще выписывали из Германии''. В
XVII веке и приблизительно до 1780-х годов оно удивительно быстро
развивалось. Список лучших ружейных мастеров мы приведем в конце.
Причина ее последующего упадка состоит в том, что испанцы не захотели
приспособиться к выпуску ружей с нарезными стволами и постепенно
утратили влияние на рынке. Мельчиор Альварес в 1780-х годах был
первым, кто стал выпускать нарезные и двуствольные ружья. Если мы еще упомянем отличные кольчуги, которые рассылались по
всем градам и весям, изготовление превосходных седел в Галисии и
Кордове, наконец, авторитетные мастерские арбалетов в Сарагосе,
то мы опишем в общих чертах оружейную промышленность Испании. Если
мы наконец зададимся вопросом - что дала Испания в сфере искусства
в оружейном деле, то мы сможем обнаружить множество замечательных
произведений, достойных высокой оценки прежде всего с технической
точки зрения. Ни у одного из мастеров, которых мы знаем, нет столь
же высокой славы, как у итальянцев, творивших в тесной связи с первыми
величинами в мире искусства, И всетаки пусть не отдельные мастера,
но испанское оружейное дело (по свидетельству самих испанцев) так
высоко ценилось при немецких и других дворах, что испанские «золотильщики
оружия» конкурировали там с итальянскими. Французское
производство оружия, начиная со средних веков и вплоть до XVII века,
до сих пор считалось незначительным - может быть, потому, что ни
один автор не мог указать относительно известных мастерских и серьезных
мастеров. Однако эта низкая оценка не соответствует результатам
новейших исследований. Уже в раннем средневековье относительно высокая
культура Южной Франции создает предпосылки для неплохого развития
оружейного промысла; предполагают также, что влияние итальянской
и испанской культур не обошло стороной и Прованс. В XIII веке все
носили маленькие шлемы Монтобана, и поэты с необыкновенными похвалами
упоминают в конце XIII века доспехи Монсегюра, в начале XIV - оружие
Мортамера''', В XV и XVI веках также нельзя пожаловаться на отсутствие
значительных оружейников, в том числе и таких, кто в состоянии
поставлять свои искусные работы двору. Мы упомянем из них только
некоторых, таких, как Жеан де Бонн, придворный доспешник короля
Рене (ок. 1450), придворный доспешник Томассен Беньо (ок. 1456),
знаменитые оружейники из Тура Жак Мервиль (ок. 1510) и Сен-Реми
Фаран (ок. 1568), выдающиеся инкрустаторы Роклен Деу (ок. 1561),
Жермен Пилон (ок. 1550) и изготовитель исключительно богато украшенных
кинжалов Тевенен Мартино. Однако всех этих, бесспорно, достойных мастеров оружейного искусства
Франции было крайне мало для честолюбивых планов французских королей,
стремившихся сделать Францию первой культурной державой Европы.
В изготовлении как парадного, так и обычного оружия Франция чувствовала
себя еще слишком зависимой от Милана - отсюда постоянные, начиная
с конца XIV века, попытки французских королей привлечь в страну
миланских оружейников, чтобы создать здесь школу. Совершенно так
же короли действовали по отношению к более высоким искусствам, создавая
школу в Фонтенбло. Значительный подъем с 1410-х годов пережила
школа в Лионе при Карле VI, самыми выдающимися мастерами которой
были миланцы Мартин де Трас (1410—1435), инкрустатор Франсуа Форча
(ок. 1537) и братья Баптист и Цезарь Гамбео (1543—1549)''''. Лю-довик
XI в 1466 году вновь попытался завлечь к себе миланских мастеров.
Карл VIII основал в 1490 году в Бордо новое поселение оружейников,
в основном из миланцев, среди которых большого почета и богатства
достиг Амбруаз Карон. Тем временем в 1540-е годы большого расцвета
достигло оружейное искусство Германии, и Франциск I тут .же бросился
вербовать во Францию немецких, а именно тирольских и аугсбургских
оружейников. Эти старания королей принесли неплохие результаты:
в XVI веке мы видим многочисленных французов, работающих в качестве
мастеров прикладного искусства в Испании, Италии и Германии.
' Riano, J. «The industrial Arts in Spain».
London, 1879 (прим. авт.). '' Martinez de Espinar Alonso,
«Arte de Ballesteria у Monteria». Madrid, 1644 (прим.
авт.). '''Gay, V. «Glossaire archeologique»
(прим. авт.). '''' Rondot, Natalis. «Jes artistes
et les maftres des metiers etrangers ayant travaille a Lyon».
Gazette de Beaux-Arts, 1883 (прим. авт.).
|