Только Возрождение в Италии в XIV веке изменило прежнее отношение
мастера к своему творению; мастер стал требовать к себе большего
внимания и поэтому сам сделался более осязаемым. На произведении
все больше знаков, чьей руке оно принадлежит; все чаще художники
пишут здесь свое имя - ни для чего другого, как для собственной
славы и чести. Северные страны еще находились под властью средневековых взглядов,
когда в Италии мастера искусств уже гордо хвалились своими произведениями.
В городах Северной Италии гремели имена оружейников, значение которых
мы теперь можем оценить только по достоверным сообщениям о их мастерстве
да по кое-каким работам, которым посчастливилось сохраниться до
наших дней. Флоренция, город ювелиров, первой, судя по документам, прославилась
как место производства парадного оружия. В начале XV века за ней
последовали Милан и Брешия, где оружейный промысел процветал еще
в XIII веке, а позже - Болонья и Рим. Рассматривая развитие оружейного дела в Италии в целом, мы не
можем начать с другого города, кроме Брешии - старейшего, еще с
античных времен, очага этого ремесла. Естественными условиями для
возникновения и развития брешианского оружейного промысла были близость
богатых железом гор Монте-Преальба и Монте-Конке, простирающихся
до Гардоне и Кайно, а также полноводные потоки Мелле и Гарца. Если
до XVI века предприятия занимались только производством клинков
и наконечников копий, то с того времени, и с большим успехом, -
изготовлением огнестрельного оружия. В первом обессмертил свое
имя Пьетро Кайно, в последнем не меньшей славы добились Коминаццо,
отец и сын, Ладзарино и Джованни Франчино. Еще в XIII веке за исключительную
продуктивность Брешия получила прозвище «вооруженная»
(ит. armata). Сегодня забыты некогда столь замечательные очаги оружейного производства,
как Беллуно и Серавалле в провинции фриули, где Венецианская республика
вплоть до XVI века заказывала все свое оружие. Еще Максимилиан
I вооружил большую часть своих всадников и ландскнехтов фриульским
оружием, а до него здесь же приобретали оружие своим отрядам наемников
император Фридрих III и эрцгерцог Зигмунд Тирольский. Об этих местах напоминает и еще один вид оружия - фриульское
копье, спетум. Из Беллуно происходят и необъяснимо легкие клинки,
которые были так популярны в XVI веке и которые еще и сегодня высоко
ценятся знатоками. Это изобретение Витторе Камелио, получившего
на них в 1509 году от венецианского сената привилегию на пять лет.
Еще в 1740-х годах в Беллуно делали пистолеты легкие, как будто
они были из мягкого дерева'. Знаменитые клинки из Фриули носили
названия Исус-Мария (Jesus-Maria) и Ангон (Апдопе). Из многих отличных
мастеров больше всех прославили свои имена для будущих поколений
братья Андреа и Джандонато Феррара из Фонцазо близ Беллуно.
Флоренция, как и Венеция, славилась не масштабом оружейного производства,
как, например, Брешия; она была знаменита своим парадным оружием.
Предполагают, что к разработкам эскизов украшений приложили руку
величайшие скульпторы Кватроченто: Донателло (это, впрочем, доказано),
Бенедетто да Маджано и др. Однако причислять к оружейникам Бенвенуто
Челлини - заблуждение. Ни в своей «Жизни», ни в своих
«Трактатах» он ни разу не упоминает, что делал оружие;
только однажды мимоходом у него говорится о ножнах для кинжала.
Правда, его ученики впоследствии могли заняться производством оружия.
Искусство оружейников Флоренции полностью находится под влиянием
великих орнаменталистов Италии, прежде всего Рафаэля. Свои фантастические
арабески и гротески флорентийские мастера заимствовали из бесчисленных
гравюр, издаваемых в первую очередь римскими торговцами художественными
изделиями - такими, как Лафрери, Росси (Рубейс) и др. Благодаря
этим листам итальянский орнаментальный стиль проник в Германию
и Нидерланды, где сразу же в массовом количестве появились подобные
гравюры, но с преобразованием полученных образцов по национальному
вкусу; так что с тех пор мы можем говорить о нидерландском и немецком
орнаментальных стилях. Во Флоренции в XVI веке жили очень значительные мастера. Гаспаро
Мола, Пифанио Пирипе, прозванный Тачито, француз Гильельмо Леметр,
Алуиджи Лани и т. д. - все они были не только отличными чеканщиками,
но и инкрустаторами. Петрини говорит в своем манускрипте об оружейниках
также про некоего Репу, якобы непревзойденного в этом деле''.
Можно с полным правом сказать, что с XIII века первое место в
производстве любого оружия, начиная с изделий широкого потребления
и до высочайших образцов декоративного искусства, занимает Милан,
Слава его изделий распространилась далеко за пределы Европы, его
доспехи и другое оружие покупали как на западноафриканском побережье,
так и в Египте и даже Аравии и Персии. Властители Англии и Франции,
как, например, Генрих IV Английский, стремились заманить к себе
миланских оружейников, чтобы создать столь же высокоразвитое отечественное
про-изводство. Карл VI Французский основал их колонию в Лионе, Людовик
XI - в Париже, Карл VII - в Бордо. Император Максимилиан I тоже
пригласил двух замечательных мастеров, Мерате, в Арбуа во Фландрию.
Мы уже знаем именитых миланских мастеров XIII века; но свое мировое
значение город приобрел только тогда, когда его стены стали покидать
первые полные пластинчатые доспехи - для коней и рыцарей. С этого
момента начался подъем оружейного ремесла, не имеющий себе равных;миланский
доспех во всем мире стал синонимом «наилучшего» по форме
и качеству. Наибольший вклад в этот беспримерный успех внес Петроло да Миссалья
из семьи Нигроли. После его смерти в начале XV века его дело перешло
к его сыну Томазо, поднявшему его на еще большую высоту. Когда Томазо
в 1468 году умер, он оставил своему сыну Антонио одну из самых великолепных
мастерских мира, мануфактуру с гигантским объемом производства.
Город Милан показал венецианскому посланнику Джордже Контарини,
в 1492 году по пути в Германию проезжавшему через этот город, мастерскую
Миссалья как одну из достопримечательностей, и Контарини был вне
себя от восхищения ее размерами и производительностью''' Сырье
миланские мастерские получали из близлежащих рудников Валассины,
Вальзассины, рудника близ Преманы и т. д. Не меньшими, чем в производстве простых товаров, были достижения
в изготовлении парадного оружия - ведь Милан превзошел в этом не
только искусную Флоренцию, но и соперничающие испанские мастерские.
В сфере прикладного искусства миланцы создавали в основном рукояти
мечей и шпаг с изящной чеканкой, инкрустированные наконечники копий,
но помимо этого - великолепно выделанные и инкрустированные доспехи,
матово-серый тон и богатые золотые украшения которых не имели себе
равных в мире. При взгляде на перечень миланских ремесленников, работавших в
XVI веке по художественному оружию, удивишься их численности: непонятно,
откуда они брались, если учесть, как много миланских мастеров работало
в других итальянских городах, даже во Франции и в Англии, и что
почти не было двора, где бы не числился миланский «золотильщик
оружия». Из огромного количества мастеров назовем только самых выдающихся,
таких, как Пьетро Кантони, братья Нигроли, Бартоломео Кампи, Лючио
Пиччинино, Джованни Баттиста Серабальо, работы которых находятся
отчасти в Мадриде, отчасти в Вене; кроме того, Джованни Пьетро
Фиджино, Антонио Ромеро, Бартоломео Пьятти, Мартино, прозванный
иль Гинелло. Рисунок на оружии миланцы делали как по листам с гравированными
орнаментами, так и по наброскам Карадоссо, Агостино Бусти, а также
Джованни Баттисты Мантуано (Гизи, прозванного также Бертано), которогоможно
причислить и к самым искусным чеканщикам, поскольку известен роскошный
щит, сделанный им собственными руками.
' Urbani de Gheltof. «Jes arts industriels a Venise
etc. Venise». 1885 (прим. авт.). '' Petrini, Antonio.
«Arte fabrile ovvero Anneria universale dove si contengono
tutta la gualita e natura del ferro ecc.», 1642. Рукопись
из библ. Magliabecchiana (Cl. XIX, 16). Сообщение из: E. Plon, «Benvenuto
Cellini» (npим. авт.). ''' «Ifinerario di
Germania». Рукопись из Библиотеки Тривульциана (прим, авт.).
|