Назад

Дальше  

 

 Этот темно-серый сплав в рисунке на светлом фоне выглядит очень впечатляюще и благородно. Техника ниелло, несомненно, пришла с Востока (где она существует и сейчас, например в Персии) в Италию, откуда в самом раннем средневековье благодаря монахам попала в Германию. Ее можно найти на рукояти и ножнах мечей, вообще на ручном оружии, реже - на защитном. Только на Востоке мы встречаем украшенные чернением шлемы и панцири. В средние века в Европе этой техникой пользовались преимущественно одни итальянцы; в XVI веке ее применение сильно сократилось.
 Теперь обратимся к другой декоративной технике, заслуживающей глубокого уважения как за ее не менее древний возраст, так и за огромный художественный эффект - к инкрустации, или таушировке. Инкрустирование (нем. Tausia или Tauschierarbeit, ит. и лат. tausia, tarsia, англ. empaistic work) состоит в укладывании золота или серебра в железо или сталь. Некоторые авторы называют ее Damaszierung; это название, аналогичное которому уже многие века применяется во Франции (фр. damasquinage), - неверно и может привести только к путанице. В Италии она появилась в XVI веке как «lavoro all'Azzimina» или «alia Gemina» - оба понятия имеют арабское происхождение. Техника была известна на Западе еще в античные времена и широко использовалась для колец, пряжек, застежек и т. д. Не была она неведома и германцам, и при Меровингах, у которых, правда, не было оригинального искусства, ее применяли часто и с очень большим мастерством. Позже в Европе она была забыта и существовала только у индийцев, персов и арабов; у последних ей вновь научились испанцы и итальянцы. С начала XVI века технику инкрустации с чрезвычайным успехом разрабатывали в Толедо, Флоренции и Милане, откуда инкрустированное оружие распространялось по всей Европе, всюду вызывая восхищение. Способ состоит в том, что на железной пластине резцом гравируется любой орнамент и в сделанные углубления молоточком с плоским бойком забивают маленькие кусочки золота или серебра. Поднутрения канавки, необходимого, как думают многие, для лучшего закрепления инкрустации, в этом случае не делают, потому что пластина с готовым рисунком впоследствии прокаливается и инкрустация прочно соединяется с основой. Различают два вида инкрустации; плоская, находящаяся на одном уровне с поверхностью пластины, и рельефная, при которой инкрустационный материал выступает над поверхностью изображения, создавая плоский рельеф. Последняя, встречающаяся в основном в Испании, гораздо сложней, потому что выступающие части требуют дополнительной обработки, в то время как плоскую инкрустацию достаточно отшлифовать и отполировать, прежде чем подвергать железо серой или синей окраске. Следует отметить, что применение способа инкрустирования всегда ограничи-вается относительно тонкими линиями и участками небольшой площади, а золочение более обширных поверхностей производится золотой фольгой, которая потом разглаживается полировочным стальным инструментом.
 Во второй половине XV века в употребление входит декоративная техника, совершенно новая для оружейного дела, - чеканка по железу (нем. Treibarbeit, фр. repousse). Правда , чеканка по золоту существовала у разных народов, даже на Крайнем Севере, еще в бронзовом веке (миниатюры, посуда), а в эпоху расцвета Византии она была главной отраслью прикладного искусства, позже чеканные работы по серебру встречаются на шлемах, щитах и т. д. у варварских народов, находящихся под влиянием античной культуры; но характерная для железа твердость до сих пор препятствовала его пластической обработке таким способом. Только с появлением пластинчатого доспеха искусство оружейников доросло до чеканки по железу, причем в этой технике они сумели создать самые изысканные произведения.
 Чеканкой (выколоткой) в узком смысле называют сегодня создание рельефного рисунка на металлической пластине (жести) с помощью различных молотков и чеканов. Это трудная техника, когда дело касается именно железа, потому что заготовку приходится обрабатывать в более или менее нагретом состоянии. Работа всегда начинается с обратной стороны выколоткой общей пластической формы, тонкая обработка производится впоследствии то с лицевой, то с обратной стороны, откуда и французское слово «repousse» - «противотолкание». Самые знаменитые чеканные работы дали Милан, Флоренция и Аугсбург.
 Другая техника, имеющая много сходства с чеканкой, - резьба по железу. Если та состоит в художественной обработке жести, то здесь заготовка - это массивный кусок металла, которому придают форму теми лее инструментами, а также с помощью грабштихеля и резца. Для других металлов эта техника тоже называется резьбой. Италия и здесь в XVI веке обогнала все остальные страны. Но в XVII веке уже появляются французские и немецкие мастера, превосходящие итальянцев в красоте изделий. В соответствии с природой обрабатываемого предмета чеканка встречается в основном на защитном оружии, которое делают из листового металла, в то время как резьба по железу и металлам используется в рукоятях мечей, шпаг и кинжалов, ружейных замках, стволах, стременах, конских мундштуках и т. д. Как чеканка, так и резьба по железу чаще появляются прежде всего в Милане, Флоренции, Венеции, а еще позже в Аугсбурге и Мюнхене - в сочетании с инкрустацией и золочением. Этому соединению мы обязаны великолепными доспехами, щитами и шлемами, которые нас восхищают и сегодня в богатейших коллекциях оружия.
 В Испании на доспехах, щитах и т. д. начала XVII века мы находим чеканку в сочетании с позолотой, причем мотивы орнаментов небогаты, так что целое производит скорее впечатление инкрустации; такая техника ясно свидетельствует о начале упадка прикладного искусства.
 Эмаль как украшение на металле появляется еще в раннем средневековье и много применяется и в ювелирном деле, и в оружейном. Ее развитие мы можем проследить на всех стадиях, от эмали «клуазонне» до совершенных живописных эмалевых полотен. В самом раннем средневековье перегородчатая эмаль, преимущественно для мечей и щитов, выемчатая эмаль для седел и конской сбруи, а также прозрачная рельефная эмаль, впоследствии часто используемая для отделки эфесов мечей и шпаг, а также обкладки ножен, производились в основном во Франции (Лимож) и Италии (Флоренция), Художественная эмаль в XVII веке шла в основном на украшение прикладов для богато отделанных ружей, пороховницы и т. п.
  Слоновая кость, резная или гравированная, в более давние времена применялась главным образом для отделки седел, эфесов мечей и кинжалов, в более новых - также для прикладов, пороховниц. Резьбой занимались резчики по кости, многие из которых имели вкус и к украшению оружия. Особое ремесло представляло собой гравирование по слоновой кости, ибо эта техника требовала повышенного мастерства: резать поперек волокон кости - это нелегкое дело. Поэтому таким способом выполняли только мелкие работы по слоновой кости. После завершения гравировки в нее втирали черную или какую-то другую краску, подскабливали и полировали, чтобы цветным оставался только рисунок. Инкрустацию по слоновой кости делали редко, и образцы ее не относятся к шедеврам.
 Намного легче поддается обработке дерево, ведь в оружии очень часто встречаются деревянные детали. Это отличный материал и для резьбы. Но еще более сильное впечатление производит инкрустация по дереву, интарсия (нем. Tarsia или Intarsia), в которой главным образом итальянцы, а впоследствии также немцы создали непревзойденные шедевры. Удивительно, каких разнообразных эффектов достигает эта техника в зависимости от выбора и состава материала и насколько богатая гамма цветов может быть при этом получена. В основу, которой здесь всегда является дерево, укладывают кусочки других сортов дерева, но чаще - слоновой кости, оленьего рога, позднее также перламутра, черепахового панциря и даже металла, чтобы они лежали на одном уровне с фоном. Слоновую кость и рог нередко искусно гравируют. Во многих случаях различные инкрустационные материалы сочетаются. Самое пристальное внимание мастер должен уделить укладыванию частиц в основу, настолько точному, чтобы не оставалось малейшего видимого зазора. Попытки исправить некачественную работу, заполнив зазоры мастикой, видны с первого взгляда, если предмет повернуть к свету: у мастики не бывает блеска материала, она всегда матовая.
 Существуют похожие работы, приблизительно 1560-х годов, встречающиеся в основном на прикладах ружей и рукоятках пистолетов, которые выглядят как интарсия на черном мореном дереве, но с таким удивительно тонким рисунком, что изготовление их в этой технике кажется невозможным. Собственно основу у этих интарсии образует действительно не дерево, а битумная масса, в которую запрессованы кусочки слоновой кости. Самые тщательные исследования показали; эти кусочки вдавливают в черную битумную массу, когда ее в горячем состоянии укладывают на дерево. После охлаждения поверхность выскабливают, слегка полируют и наконец на слоновой кости делают гравировку. Выполненные в этой технике приклады есть во многих коллекциях, но на них до сих пор нигде не обращали внимания. Автор их встречал только на немецких изделиях.
 От самого раннего средневековья до нашего времени дошли лишь немногие образцы оружия, которые можно счесть произведениями искусства. Но и эти немногие предметы в сочетании с многочисленными упоминаниями в хрониках и рукописях позволяют нам понять, что и в тот период, когда культурные силы еще только собирались заново, в кругах благородных людей умели ценить красивое оружие и многие мастера были заняты искусной и богатой отделкой серьезного инструмента войны.
 В ходе изложения мы эскизно описали различные образцы богато украшенного оружия с начала до конца средних веков, мы неоднократно имели возможность процитировать характерные места рукописей, где упоминается драгоценное оружие; на когда мы начинаем изучать мастеров, прославившихся изготовлением художественного оружия, то до конца XIII века попадаются только отдельные имена, многие из которых сомнительны уже потому, что упоминаются в стихах, и ничего не дают, поскольку мы не можем связать их с известными фактами. В средние века мастер умирал в своем произведении; лишь изредка о нем напоминает марка, и то ее значение за многие века забылось, а имя - почти никогда, да если и есть, то художественно-исторического значения в основном не имеет.

 

 Назад

Дальше  

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz