Назад

Дальше  

Мы располагаем сегодня старинными индийскими клинками мечей и кинжалов, изготовленными тем же способом. Узорчатые клинки упоминаются уже в европейских источниках VI века, но эти клинки, конечно, вышли из восточных мастерских.
 Своеобразная текстура подлинной булатной стали - не внешнее украшение, она распространяется не только на поверхность изделия, но и на весь массив. Эта текстура образуется в результате внутренней кристаллизации, которую претерпевают частицы наполовину расплавленной стали при ее медленном затвердевании. Поэтому мы не можем относить ее к украшениям на металле и тем более, как это часто делается, смешивать с действительно чисто внешней отделкой, такой, как «имитированный дамаск», «матовое травление» или даже «инкрустация», «ниелло» и т. п.
 Способ изготовления булатной стали еще до конца неясен, хотя за последние сорок лет благодаря опытам Клуэ, Кривелли, Бревна и в особенности Аносова мы продвинулись так далеко, что можем получить сталь, почти неотличимую от подлинной индийской. В принципе булатная сталь изготавливается сплавлением нескольких пластин из высокоуглеродистой стали либо сплавлением проволоки различных сортов и крайне медленным охлаждением сплава. Различные формы получаются вследствие разного вращения и движения частиц стали'. Своеобразную текстуру дает и обработка кислотами, также по-разному действующими на разные частицы железа.
 На Востоке из видов булатной'' стали различают: шам; табан; каратабан (черный табан); хорасан; карахорасан (черный хорасан); гинди; кумгинди и нейрис. Мы в основном различаем струящийся дамаск, ленточный (струнчатый), спиральный (волосяной), розовый (сетчатый) и, наконец, редко встречающийся мозаичный (коленчатый) с различными правильно чередующимися узорами. Имитированный дамаск получают травлением поверхности металла, и, если лучше приглядеться, его легко узнать.
 В пластинчатых доспехах XV века особое значение придавали закалке нагрудника, и наибольших успехов в этом достигли, бесспорно, миланцы. К 1480-м годам способ закалки был, по-видимому, забыт, поскольку Максимилиан I приложил много усилий, чтобы открыть его заново; и ему это якобы удалось.
 Инструменты, которые доспешники использовали в своей работе, нам известны по нескольким инвентарным спискам XVI века. Как обрабатывали доспех , прежде чем отшлифовать на шлифовальной мельнице и протереть, сделав его блестящим, - нам показывает детский доспех Карла V от 1511 года. Он не завершен и обработан только молотком, так что каждый след молотка и зубила на нем отчетливо виден.
 Прежде чем перейти к видам украшения, бегло упомянем разные виды окрашивания железа. Если обойти молчанием окраску с использованием красок, то начать надо с синеватого воронения (нем. Blauanlaufen). Оно производилось в огнеупорных раскаленных древесных углях, и оружейники, особенно итальянские, достигли в нем такого мастерства, что могли не только получать равномерную окраску на самых крупных изделиях, но и выдержать любой оттенок. Ценился фиолетовый и особенно красный (сангина). Способ придания железу нарядного серого тона, которым отличаются самые известные инкрустированные миланские доспехи и современное им арабское защитное оружие, пока заново не открыт. Известно черное воронение (нем. Schwarzanlaufen), которое получается, если обжигать изделия в горячей золе; часто используемое в настоящее время коричневое воронение (нем, Brunieren) — вошло в употребление в Милане еще в 1530-е годы.
 Средства украшения оружия столь многочисленны и разнообразны, что описание их всех намного превысило бы объем нашей книги. Поэтому нам придется ограничиться упоминанием только общеприменимых либо тех, на которые существуют ошибочные взгляды.
 Когда старинные способы украшения, пришедшие в раннем средневековье в Европу с Востока через Византию, - такие, как эмаль, накладки из чеканной золотой фольги и т. д., - вышли из употребления, то понемногу возникли, в первую очередь в Италии, всевозможные эффективные методы, применявшиеся поначалу грубо и неискусно, но со временем достигшие удивительного расцвета. Нет области прикладного искусства, превышающей по количеству и многообразию требований к мастеру изготовления художественного оружия. Поэтому оценка художественной отделки требует обширных познаний в области средств и способов украшения.
 В середине XV века в Италии для доспехов, щитов и т. д. стали использовать гравирование, которое с 1580-х годов нередко сочетали с золочением. Это золочение было химическим, посредством золотой амальгамы, в которую при нагреве до кипения добавляли ртуть. Позолота на всем защитном оружии, клинках и т. д. сделана именно этим способом - огневого золочения. Поскольку техника работы была примитивной, способ был небезопасен для мастера - из-за действия паров ртути. Прочной и красивой позолотой отличаются миланские доспехи работы Фиджино, сделанные в 1560-х годах.
 К концу XV века доспехи, щиты и т. д. стали украшать окантовками, полосами и эмблемами, сделанными травлением. Хоть применявшийся в то время способ в целом и известен, но подробностей мы не знаем, и современные подделки пока что очень легко отличить. Различают высокое травление и глубокое травление, в зависимости от того, является ли изображение выпуклым, а фон соответственно углубленным, или наоборот. В первом случае изображение представляет собой очень плоский рельеф, во втором - приближается к технике гравюры по меди. По цвету мы различаем травление с чернением и травление с золочением. При травлении с чернением в углубления втирается чернь и едкое минеральное масло, после чего изделие прокаливают, чтобы масло испарилось и чернь соединилась с основой. При травлении с золочением, нередко сочетаемым с чернением, способ тот же, что и при гравировании с золочением.
 В принципе способ травления состоял в том, что на поверхность железа или стали наносилась в нагретом состоянии паста, основными ингредиентами которой были воск, битум и древесная смола (однако каждый мастер имел для нее свой рецепт); потом палочкой из дерева, кости или стали либо иглой дикобраза выполнялся рисунок, переведенный с кальки в слабых линиях, причем слой воска процарапывался до металла. После этого вокруг рисунка делали утолщенную рамку из воска и в получившуюся ванночку наливали травитель. Травитель представлял собой смесь уксусной и азотной кислот и спирта. Рецепт этой смеси каждый мастер тоже хранил в секрете. Впрочем, от нее зависела в основном едкость, а момент удаления травителя, чтобы кислота не разъедала сталь слишком глубоко или рисунок не получился нечетким, определялся по опыту. К повторному протравлива-нию прибегали весьма редко - только если не была достигнута нужная резкость изображения.
 Для отделки немецких доспехов в начале XVI века начали применять очень своеобразные способы. Прежде всего упомянем рисунок на синем вороненом металле. Способ крайне прост. Вороненая поверхность покрывается воском и, как при гравировании на меди, деревянной палочкой на ней процарапывается рисунок - так, чтоб был виден металл. После этого достаточно окунуть обработанное изделие в крепкий уксус, чтобы с очищенных мест сошло воронение. Теперь только надо терпентинным маслом удалить грунт, и остается светлый рисунок на синем фоне. Рисунок на синем вороненом железе нередко и выскабливали. Эту технику мы встречаем еще среди работ XVII столетия.
 Другой способ, украшение золотым расплавом (нем. Goldschmelz), в противоположность своему названию представляет собой не более чем вид плакировки золотой фольгой. Украшаемое изделие изготавливают из металла высокой чистоты и нагревают до температуры, когда он начинает менять цвет. Тогда накладывают на поверхность листок фольги и проглаживают полировочным инструментом из стали, благодаря чему фольга прочно сцепляется с основой. На некоторых прекрасных аугсбургских доспехах 1510-х годов мы обнаруживаем украшения, сделанные этим способом.
 Один из древнейших способов в отделке металлов - чернение, или ниелло (нем. Niello). Бринкман отмечает, что уже Плиний говорит о подобных египетских работах; этот способ описывает и пресвитер Теофил в своих «Diversarum artium schedula», — столь же полно и даже подробнее, чем Челлини в своих трактатах. Под чернением (ниеллированием) понимают рисунок, выгравированный на золоте, серебре или другом металле и заполненный темной массой похожего на серу сплава металлов - чернью, «нигеллумом» древних. Эта техника и поныне используется в крупных центрах прикладного искусства, а также, хотя, возможно, с более низким качеством, - в Туле под Москвой. Чернь состоит из смеси самых чистых серебра, меди и свинца и пропорции 1: 2: 3.

 

bar007_gray.gif

 ' Автор совершенно неправильно описывает способ приготовления булата, верно указано лишь на одно условие - медленное охлаждение тигля (прим. ред.).
 '' Классификация автора неточна, см. Аносов П. П. Собрание сочинений. М., 1954. Авторский текст мы оставляем без комментария. В скобках указана русская терминология. Отметим только, что оценка булата проходит по четырем параметрам:
 узору, размеру узора, цвету узора и звону. Самыми лучшими считаются клинки со сложным коленчатым, крупным узором, золотистого отлива, четко выступающие на темном фоне, с чистым долгим звоном (прим. ред.).

 

 Назад

Дальше  

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz