Н.С.
Кокорин
Видение кузнеца
Ерофея.
Сказка – не сказка… Быль – небыль… Откровение, видение,
как назвал его сам автор. Что-то, когда-то, кому-то привидилось. На самом
ли деле, во сне ли – Бог весть. Но вошло в оборот и стало оказывать
влияние на жизнь округи. Пласт духовной жизни народа…
Н.С.
Кокорин
Дед Ерофей, деревенский кузнец, до темна задержался в
кузне и только было собрался припереть подпоркой промерзшую дверь, чтобы
идти домой, как вдруг слышит: от вяльцевских ворот гремит колокольчик. По
звуку колокольчика слышно, что тройка идет шибко, кони бегут напористо,
что правит ими твердая рука. И вслед тройке плывет не то гул, не то звон
под самым горизонтом. Пригляделся во тьму - мельтешит что-то, но не по
дороге, а левее, в окольцевском поле, будто там кто-то заблудился, не
разберет дороги. И что за чудо: тройка мчит уже по заснеженному полю, как
по накатанной дороге, прямо на жердевую изгородь. Треск сломанных жердей и
черная колымага перелетев через изгородь, мчится к деревне, к деревенской
изгороди. Теперь-то кузнец приметил, что несется она не от вяльцевских
ворот, а из глубины мохновского болота, глухого, топкого, гиблого места с
черным не замерзающим озером в глубине леса. В деревне даже ребятишкам
было известно, что в том болоте издавна водится нечистая сила. Теперь было
видно, что тройка правит к кузне. Раздался такой треск и грохот, что его
наверное слышала вся деревенская округа и черная колымага, перелетев через
последнюю изгородь, как вкопанная стала перед кузнецом. -Хозяин! – раздался из нее громовый голос – подкуй моих
коней – озолочу. И почувствовал кузнец трепет и страх перед этим голосом,
и понял, что накатила на него нечистая сила, а у него нет воли стать
против нее, потому что давно забыл Бога и слова святых молитв. Пришлось
служить нечистой силе. Принес кузнец ящик с подковами и подковными
гвоздями. Клещи с молотком и подошел к первому конскому заду. Огладил круп
лошади и почувствовал, что стоит она смирнехонько, только будто робеет
кузнеца. Нагнулся в темноте над копытом, а это не копыто, а человечья
нога. Страшно стало кузнецу, руки его опустились. Но тут просвистел в
воздухе кнут, и будто огнем обожгло кузнецу спину и голову. Подковал
тройке зад, подошел к переду. Нагнулся в темноте над копытом, а это не
копыта, а человечья рука. И опять страшно стало кузнецу, и опять
опустились его руки. -Что ж ты стоишь, бездельник? – откуда-то сверху донесся
до него знакомый голос и показался он кузнецу страшнее кнута. И кузнец
принялся за работу. Оковал пару, подошел к последней лошади. Забивает
подковный гвоздь, а конь изгибается от боли и тихонько, по-человечески
стонет. Не удержался кузнец, взглянул снизу на морду коня… -Мать честная! – вместо лошадиной морды видит он лицо
своего бывшего соседа Васьки Крюкова, который три года назад повесился в
амбаре и кузнец вынимал его мертвого из петли. Васька на него тоже
смотрит, слезы у него по щекам текут ручьем, а он сквозь слезы моргает,
мол – узнаешь? Крепко задумался кузнец: “Значит правду люди говорят, что
душа самоубийцы на том свете служит чертям вместо лошади. Он посмотрел в поле, по которому приехала эта
бесовская колымага и увидел, что все изгороди, хоть и трещали будто
сломанные, на самом деле все стоят целехонькие. И он подивился бесовской
силе, которая заставила души людей летать через земные преграды и таскать
за собой такую тяжелую колымагу. -О чем задумался, кузнец? – раздался из глубины колымаги
знакомый голос. Ерофей опомнился и страх снова сжал и оледенил его душу. А
голос из колымаги продолжал почти весело: - Подставляй свою новую шапку и
получи за работу! Не помнил кузнец, как снимал шапку, но видел, как
волосатая рука высунулась из тьмы колымаги и из шланга потекли ручьем в
шапку золотые монеты. Шапка уже насыпана до верху, а монеты все льются,
сыплются мимо шапки, падают в снег. А Сатана смеется. Но вот шланг убрался
в колымагу. Над тройкой просвистел кнут и в несколько мгновений видение
исчезло, будто никогда и не существовало. Только долго еще над снежными
полями, лесами, над деревнями стояло непонятное гудение, будто гул
далекого урагана. Ну, а кузнец проснулся, потому что пришло время
просыпаться. Вернее, когда почувствовал, что его голову сильно припекает
от соседства с кузнечным горном. Несколько минут после этого он еще
нежился в блаженном полусне. Но тут вспомнил, что на нем новенькая
шапка. Он мгновенно вскочил, стащил ее
с головы и ощупал. Увы, шапка прогорела насквозь и дымила густым смрадом
горелой кожи и жженой шерсти. Перед ним возник образ яростной супруги, потрясающей
толстыми кулаками. Его озорной ум искал выхода из этой ситуации. И он
нашел его. Сначала кузнец окунул шапку в кадку с водой, потом насыпал в
нее холодных углей и по тропинке в снегу поспешил к своей Дарье рассказать
о встрече с самим Сатаной, о золотом кладе, которым был награжден за
работу и о чудесном превращении золота в угли, которые прожгли шапку.
Дарья после исповеди мужа, вместо привычной в таких случаях брани схватила
его шапку и понеслась на беседку, чтобы рассказать эту чудесную историю
всей деревне. В Ерофей не спеша опрокинул пару рюмашек, и в старой шапке
отправился обратно в кузню собрать те золотые монеты, которые сыпались
мимо шапки и падали в снег. Он был уверен, что место это он хорошо
помнит. Вся котлованская округа узнала через некоторое время о
происшествии с кузнецом. Люди восприняли случившееся, как шутливую
выдумку, ловкий розыгрыш воинственной, но простой Дарьи. Было много
смеха. Но были и такие, на которых подробности той ночи
произвели сильное впечатление. Было замечено, что после описанного
происшествия число самоубийств в котлованской округе в течение двадцати
лет стояло на нуле. Все умирали своей смертью, чтобы не делать
удовольствия чертям ездить на их душах в ад.
|