ОБРАБОТКА ЖЕЛЕЗА
Временный горн, сделанный в данном случае из камней - основы, дернa для ложа мехов. Сам горн сделан из глины, смешанной со стружкой и песком, и обожжен.Железо было очень важной составляющей англосаксонского и викингского образа жизни, и люди, которым посчастливилось овладеть навыками его обработки, пользовались всеобщим уважением. Причиной таких раскладов был безграничный спектр применения железа. Бронзовый век пришел и ушел, люди нашли много путей применения бронзы, но с открытием способов плавления и дальнейшей обработки железа человечество получило возможность создавать гораздо большее число вещей. На большинстве ферм имелись собственные малые плавильни, в которых фермеры могли изготавливать или чинить небольшие простенькие вещицы. Из-за дороговизны железа сырьем фермеру служили обломки старых или сломанных железных предметов. Более сложные задачи решались странствующими кузнецами или в крупных деревнях и городах. Спрос на железные изделия у королевского двора и знати приводил к тому, что оные содержали целые собственные кузнечные бригады.
Ключи периода Викингов изготавливались из сварочного железаЖелезо использовалось для кучи предметов от гвоздей до мечей, причем гвоздь требовал менее минуты на изготовление, тогда как приличный меч отнимал у профессионального оружейника неделю и более. Из железа изготовлялось огромное количество видов кухонной утвари, сковородок и котлов, так как такая посуда была гораздо прочнее и не прогорала. Вилки для здоровых кусков вареного мяса, более похожие на орудия пытки, изготавливались из железных брусков, а котлы - из листов железа, наложенных друг на друга и проклепанных. Швы проколачивались, становясь водонепроницаемыми, и уже не расходились под воздействием жара огня. И не было ремесленника, который не зависел бы от кузнеца из-за орудий своего труда.
И наиболее важным инструментом из всех, что изготавливали тогда кузнецы, был, очевидно, нож, предмет, имеющий огромное число способов применения как в повседневном быту, так и в экстремальных условиях средневековой жизни. Поэтому кузнецы не делали различия: кухонный нож, резец по дереву - любой нож делался с максимумом тщательности в меру умения каждого мастера. Хоть нож и кажется простым предметом, режущая кромка его изготовлялась из стали, а обушок - из более мягкого железа, "приваренного огнем" к лезвию. Причиной тому была экономия стали, очень редкого продукта металлообработки в те времена. Мы не до конца уверены, но склонны подозревать, что сталь время от времени случайно появлялась при особо удачных выплавках железа, но достаточно большого для изготовления цельностальных изделий количества этого продукта люди не получали. Поэтому сталь использовалась очень бережно и в контролируемых количествах. Да, еще, обеспечивая лучшие режущие качества лезвия, сталь все же была более хрупкой, нежели железо. Так что железо, учитывая его прочность, приспособили для изготовления большей части инструмента. Обычно рядом с кузницей стояло точило. В зависимости от ассортимента кузницы варьировалось число и диаметр точильных кругов. Большие точила зачастую приводились в движение несколькими подмастерьями.
Сварка была альтернативным склепыванию методом соединения отдельных кусков металла. Самым сложным при сварке было определить температуру двух соединявшихся элементов. Когда сталь и железо, зачастую соединенные проволокой перед помещением в горн, уже чуть не загорались в горне, и белые искры начинали вылетать наружу, бруски вынимались из горна на наковальню. Эта работа требовала участия двух человек, один из которых клещами держал заготовки на наковальне, а другой лупил по ним молотом, пока эти железяки не остыли. Для соединения двух небольших кусков стали и железа хватало одного рассыпающего белые искры удара. Если же кузнецы оказывались недостаточно проворны, и металл остывал, сварка получалась дефектной. Тогда незамедлительно заготовка засовывалась обратно в горн. Туда же засыпалось некоторое количество серебряного песка в качестве флюса для удаления кислорода из металла, и все это вновь разогревалось до белого каления. Так выходили толковые сварные вещи. Два металлических бруска ударами молота соединялись навечно. После этого оставалоь лишь придать получившемуся продукту новую форму. Железная пластина сгибалась подковою, ее края сводились вместе, а между ними вваривалась стальная полоса - получался топор. Были кузнецы, искушенные в изготовлении всяческих замков, механизмы которых создавались из стали. И, конечно, лошадиные подковы. Этот товар был, безусловно, болеее грубым и простым, производился гораздо быстрее и небрежнее.
Пара ножниц использовалась для разрезания материи, пряжи и волосДля изготовления чего бы то ни было кузнецу прежде всего требовалось что? Сырье типа железо. Сам он его не выплавлял. Помимо всего прочего, процесс выплав ки металла был грязным делом, поглощавшим огромное количество времени, и поэтому сталеплавильни были расположены близ источников руды и вдали от городов. Первонаперво добывалась руда. Чаще всего в те далекие времена руда добывалась в болотных месторождениях, поэтому совершенно оправданно называлась болотной рудой. Она была довольно бедна железом, особенно в сравнении с той, которую позже будут добывать в скальных карьерах. Далее, руда нагревалась, прокаливалась в яме. Это помогало отделению железа от пустой породы. Затем глыбы железа дробились на мелкие куски. Потом железо нагревалось в трубоподобном глиняном горне (4 фута в высоту и 16 дюймов в поперечнике) до очень высокой температуры, в результате чего отделялись все примеси - шлак. Плавильная печь делалась из глины, смешанной с соломой для того, чтобы печь выдерживала высокие температурные режимы. А для достижения нужных градусов руда в печи прокладывалось углем, затем уголь поджигался, и огонь в горне раздувался мехами. Иногда до 1500 градусов по Цельсию в определенных местах горна. Но нельзя было и поддать в горн больше определенного количества воздуха, поскольку кислород мог с легкостью превратить хорошее железо в шлак, и все дело шло на смарку. Далее, железо освобождалось от всякой дряни, и шлак скапливался в мелкой впадине на дне горна. Нижний угол горна вскрывали, извлекали шлак и получали кусок чистого железа - крицу. Поверхность крицы обдиралась напильником - так литейщик проверял, не вышло ли у него на этот раз хоть чуть-чуть стали. Крица же еще несколько раз нагревалась и выколачивалась, что позволяло очистить железо от сохранившихся примесей. Чем старательней был работник, тем лучшее железо он в итоге получал. Этот тип железа называют мягким, ковким железом, но саксы уже в то время могли производить сталь по своему усмотрению, а не ждать счастливого случая. Большее количество угля в горне приводило к обогащению железа углеродом, и из горна выходили стальные болванки необходимой прочности, из которых потом ковались ножи, топоры, долота и прочие разности. Был и другой метод, заключавшийся в прокаливании объекта в угольной пыли в металлическом боксе. Так создавалась закаленная сталь. Углерод проникал в железо на небольшую глубину, превращая в сплав наружные слои предмета.
Сварочная червленая железная ручка, также демонстрирует простой пример линейной крустацииКлинок меча требовал разноразмерных полос и брусков,кованых из кричного железа. Иногда, особенно в оружейном деле при изготовлении мечей, мастер переплетал между собой бруски железа и стали. Это был трудный, кропотливый процесс, но результат того стоил: лезвие меча обладало прочностью и жесткостью стали, а клинок оставался "по-железному" гибким и упругим. Переплетение различных сортов металла в одном изделии накладывало на его поверхность "мраморный" рисунок, из-за чего такая техника называется "узорной сваркой" ("pattern welding").
Огонь, подкармливаемый углем, обычно разводился либо в яме посреди кузницы, либо, несколько чаще, поднимался на уровень пояса мастера в небольшой глиняной чаше. Рядом с очагом ставилась наковальня. Металл раскаляется в горне, который раскочегаривается парой мехов, поддающим в пламя все новые партии кислорода и возгоняющие температуру огня до 900-1000 градусов им. товарища Цельсия. Накалившийся металл держали щипцами или клещами, молотом придавая ему желаемую форму. Металл остается достаточно горячим для обработки всего минуту или две, а если на сквозняке работать, то и меньше. У кузнеца также имелись под рукой разные пробойники, ножницы, напильники. Рядом с наковальней стоит сосуд с водой и растительным маслом, в котором кузнец охлаждает инструменты и изделия. Сама кузница - довольно темное помещение, что позволяет кузнецу лучше видеть раскаленный металл. Также, когда металл нагревается, он проходит через несколько цветовых фаз, которые говорят кузнецу, что металл достаточно нагрелся, чтобы отковать из него рессору, или уже довольно тверд, чтобы изготовить стамеску.
Помимо кузнечного мастерства, кузнец должен был уметь получать бронзу и латунь, паять, лудить, покрывать оловом. Иногда, в зависимости от профиля его деятельности, кузнец занимался золочением металлических предметов амальгамой из ртути и золота. Это дело было и остается очень опасным, потому как для того, чтобы позолота закрепилась на железе или бронзе, ее нагревают, а при этом ртуть начинает испаряться. Оксид ртути, попадая в кровеносную систему через легкие, благотворно действует на нервную систему. Человек, правда, умирает.
Кузнец почти всегда при работе покрывается таким жутким слоем угольной пыли и тому подобной шняги, что остается только спросить, как часто он мылся.
Выше вы видите две разных системы плавления железа. На верхнем ряду вы видите тип печи где шлак попадает в углубление внизу. Внизу вариант печи где расплавленный шлак и железо выпускается вместе. Первая система имеет лучьшее применение на практике.
|
|