Основные
операции, выполняемые в кузнице
Вытяжку применяют в тех случаях,
когда надо удлинить заготовку. Существует несколько способов. Все
зависит от того, работаете ли вы с подручным (молотобойцем) или
самостоятельно и насколько разнообразным инструментом вы располагаете.
В самом простом случае кузнец, взяв заготовку из горна с помощью
клещей, переносит ее на наличник наковальни и, продолжая удерживать
клещами, проковывает на наковальне клиновидным задком ручника по
всей длине. Под каждым ударом возникает вмятина, то есть металл
в этой части стал тоньше, а целом - длиннее. Чем глубже получается
вмятина, тем сильнее вытягивается металл. В итоге получается вытянутая
заготовка, поверхность которой покрыта вмятинами. Чтобы выровнять
поверхность производят вспомогательную операцию – выглаживание. Есть
еще один способ вытяжки, когда у вас под рукой нет ручника с клиновидным
задком, а боевой молот слишком тяжел, чтобы работать им одной рукой.
Удерживаемую клещами раскаленную заготовку укладывают на ребро
наковальни под углом 45° и ударяют плоским бойком ручника по
тыльной стороне заготовки. На упирающейся в ребро наковальни заготовке
также образуется вмятина, а заготовка удлиняется. После каждого
удара кузнец постепенно перемещает заготовку, пока не простучит
ее по всей длине. Если в вашем распоряжении есть молоток со скругленным
клиновидным бойком, да к тому же подручный-молотобоец, то можно
действовать следующим образом. К поверхности уложенной на наличник
наковальни заготовки кузнец приставляет молоток со скругленным клиновидным
бойком, а молотобоец ударяет по ударной части молотка кувалдой.
После каждого удара кузнец перемещает молоток. Если заготовка
нетолстая, ее удлинение будет явно после каждого удара. Толстый
брус с каждым ударом удлиняется на считанные миллиметры. Безусловно,
в зависимости от толщины заготовки, надо соизмерять и силу удара.
Если необходимо придать цилиндрическую форму заготовке с квадратным
сечением, ее укладывают на наличник наковальни ребром, а по противоположному
ребру наносят удары молотом или кувалдой. Пройдясь по всему ребру,
заготовку переворачивают на другое ребро и также проковывают, ударяя
по противоположному ребру. Таким образом, квадратный брус превращают
в восьмигранник, который при дальнейшей ковке становится цилиндром.
Для серийного производства деталей с правильной цилиндрической формой
лучше прибегнуть к помощи специальной оправки. Такая оправка состоит
из верхней и нижней частей, имеющих полуцилиндрические углубления.
Нижнюю часть оправки вставляют в квадратное отверстие на наличнике
наковальни, а верхнюю снабжают деревянной рукояткой и во время работы
держат рукой. Раскаленную заготовку квадратного сечения вначале
проковывают кувалдой для придания восьмигранной формы, а затем участок
за участком проковывают, обжимая оправкой. Кувалдой ударяют по верхней
части оправки. Осадка - операция, по сути, обратная вытяжке.
Ее применяют в случаях, когда надо увеличить толщину заготовки за
счет уменьшения ее длины. Такую заготовку устанавливают на наличник
наковальни вертикально и осаживают равномерными ударами ручника
или кувалды по торцу. Выбор орудия зависит от исходной толщины заготовки.
Перед осадкой заготовку достаточно накалить докрасна. Осадка произойдет
не совсем равномерно и, чтобы получившемуся бочоночку придать плоскую
форму, его поверхность обрабатывают молотком с шарообразным бойком
и выглаживают гладилкой. Если осадить надо не всю заготовку,
а лишь ее часть, пользуются приемом, который является разновидностью
осадки. Это - высадка. Заготовку перед высадкой нагревают только
в той части, которую надо утолщить и устанавливают на наличник наковальни
вертикально. Затем заготовку высаживают такими же равномерными ударами
ручника или кувалды по торцу, как и при осадке до тех пор, пока
необходимая толщина высаживаемой части не будет достигнута. Высадку
можно производить на участках, расположенных как на концах, так
и в середине заготовки. У кузнецов есть одна хитрость. Если высаживается
участок на конце заготовки и его ширину надо увеличить значительно
(почти сплющить), заготовку устанавливают так, чтобы раскаленный
высаживаемый участок находился сверху, и удары ручника или кувалды
приходились как раз по нему. Если же толщину участка на конце увеличивают
слегка, лучше расположить этот участок непосредственно на наличнике
наковальни, а удары ручником (кувалдой) наносить по противоположному
торцу. Если вам не удается накалить строго отмеренный участок для
высадки так, чтобы не разогрелись прилежащие к нему части заготовки,
накалите заготовку полностью, а участки, не подлежащие высадке,
охладите, погрузив в воду. Высадка заготовок требуется перед
их гибкой. Дело в том, что в месте изгиба толщина заготовки уменьшается
за счет растяжения в длину. Если место изгиба заранее высадить,
толщина гнутой заготовки останется везде одинаковой и после гибки.
Высаживают также заготовки и под заклепки. Сплющенная верхняя часть
заготовки будет служить шляпкой заклепки. Выравнивание поверхности
заготовки кузнецы называют выглаживанием. Произошло название этой
операции от наименования главного инструмента, которым производят
выглаживание - гладилки. Гладилка - это молоток с широким, плоским,
хорошо отполированным и закаленным бойком. Ударяя кувалдой по боевой
части, гладилку постепенно перемещают по поверхности заготовки до
тех пор, пока она не станет гладкой. Окончательное выглаживание
производят уже при остывшей заготовке. Небольшие заготовки можно
выглаживать, нанося по ним равномерные частые удары плоским бойком
ручника. Кроме выглаживания гладилки применяют при создании декоративных
граненых поверхностей. Наиболее доступным способом рубки заготовок
с точки зрения требуемого инвентаря является рубка на наличнике
наковальни с помощью зубила или кузнечного топора. Но здесь не обойтись
без подручного. Раскаленную заготовку укладывают на наличник наковальни,
приставляют к месту предполагаемого разруба острие зубила или кузнечного
топора, и молотобоец ударами кувалды по обуху зубила или топора
разрубает заготовку примерно на 2/3 толщины. После этого заготовку
переворачивают и такими же ударами прорубают окончательно. Не забывайте,
что при последнем ударе резец зубила или клин кузнечного топора
могут повредить наличник наковальни, поэтому принято перед рубкой
подкладывать под заготовку стальной лист. Рубка пойдет
быстрее, если использовать одновременно зубило (топор) и подсечку.
В этом случае подсечку вставляют в квадратное отверстие на наличнике
наковальни и на ее острие укладывают раскаленную заготовку. Сверху
к заготовке приставляют острие зубила (топора) и молотобоец наносит
удары по обуху зубила (топора) до тех пор, пока заготовка не будет
окончательно разрублена. Взаимное расположение острия подсечки под
заготовкой и резца зубила над заготовкой должно исключать возможность
их столкновения друг с другом, иначе оба они будут повреждены. Поэтому
резец зубила обычно располагают так, чтобы оно было несколько смещено
относительно острия подсечки. Если подручного нет, вы
можете перерубить заготовку своими силами. Делается это на подсечке.
Зубило или топор не понадобятся. Уложенную на острие подсечки заготовку
рубят, ударяя по ней ручником. Сначала заготовку разрубают примерно
на половину (или чуть больше), а затем переворачивают, вновь укладывают
на подсечку и дорубают окончательно. Согнуть заготовку
под прямым углом очень просто. Ее укладывают на наличник наковальни
так, чтобы место предполагаемого сгиба находилось как раз над ребром
наковальни, а часть заготовки, находящаяся дальше линии изгиба выступала
за пределы наличника наковальни. После этого ту часть заготовки,
которая лежит на наковальне, прижимают сверху кувалдой, а выступающий
конец загибают ударами кувалды (или молота). Плавные изгибы
выполняют ударами молота или кувалды по заготовке, расположенной
на коническом роге наковальни. На нем же изгибают всевозможные спирали
и завитки. Если мастеру часто приходится изгибать спирали, ему лучше
обзавестись специальной оправкой, которая вставляется в квадратное
отверстие наковальни. Спирали из тонкого прутка можно сгибать, наматывая
на цилиндрические оправки, зажатые в тисках. Кроме того,
гибку можно производить при помощи вилок, плит с пазами и оправок
разнообразной формы.
“Работы по металлу”, Ростов-на-Дону,
1999 г.
|