Кузнец
В мифологии персонаж, наделённый
сверхъестественной созидательной силой, связанной с огнем, и обладающий
функциями демиурга - верховного божества или бога - помощника одного
из главных богов, культурного героя и (или) предка. К. может создавать
не только любые орудия из разных металлов (ср. Тувалкаина, ковача
всех орудий из меди и железа), но и волшебное оружие героев: палицы
(палицы, созданные божественным мастером Кусар-и-Хусасом для громовержца
Балу, в западносемитской мифологии), щит (Гефест выковывает щит
Ахилла), стрелы (как Пиркуши в грузинских мифах), меч (в германо-скандинавской
и финно-угорской мифологиях). К. и героев закаляет в металле, сообщая
им неуязвимость (ср. Курдамгон в осетинском нартском эпосе), чинит
им черепа, ставя на них медные заплаты (боги-К. в мифах ряда кавказских
народов). К. и сам неуязвим, отчасти благодаря способности становиться
невидимым, что характерно для наиболее важных персонажей в мифологии
(как Сумаоро у мандингов в Африке, см. Сундьята). Свойством невидимости
К. наделяет изготовленные им предметы (сеть, которой Гефест опутывает
Афродиту, изменившую ему с Аресом). К. не ограничен в
своей деятельности рамками обычного кузнечного ремесла и часто выступает
как "божественный мастер" вообще (ср. инд. Вишвакарман,
"господин всех ремёсел", который, в частности, является
и кузнецом; типологически сходные с ним К. в мифологии догонов и
др.); он создаёт самые разные предметы и их изображения (скамеечки
для ног, туфли, чаши, как Кусар-и- Хусас), включая и целую модель
мира в металле (как щит, сделанный Гефестом), основные небесные
светила - солнце и луну (как Ильмаринен или Телявель). К. может
выковать песню, свадьбу, слово (в мифах и обрядовом фольклоре балтов,
славян, германцев). Характерной функцией К. является строительство
им дома себе (например, Гефест) и другим богам .(в мифе первых изобретателей
железа, хатти, или "протохеттов", Хасамиль строит дом
богу-солнцу Эстану с помощью железного молота и железных гвоздей;
Кусар-и-Хусас строит дом для Балу). Но деятельность К. как культурного
героя шире его ремесленных функций. К. знакомит людей с кузнечным
делом и стихией огня вообще (у догонов люди узнают об этом от кузнецов
- духов йебан; Прометей похищает огонь у Гефеста). Наряду
с этим К. могут, например, доставлять людям с неба, с которого они
спускаются, злаки (небесные кузнецы у догонов).Связанный с огнем,
К. чаще всего воплощает небесный огонь (солнечный или грозовой -
молнию) и обитает на небе (небесные К. в кавказском нартском эпосе,
у догонов; в доколумбовой Южной Америке, в частности в государстве
инков, золотых дел мастера находились на "службе солнца").
Как воплощение стихии огня К. противостоит воде, с которой
он вступает в единоборство. Он делает это в славянской мифологии,
запрягая усмирённого им змея, связанного с водой и нижним миром,
Гефест, иссушающий поток; Кава в персидском эпосе "Шах-наме"
(родственный восточнославянскому божьему ковалю, см. Кий), выступающий
как противник дракона Заххака или посредством оружия, изготовленного
им для громовержца (Кусар-и-Хусас даёт Балу чудесные палицы для
борьбы с Иамму - океаном). К. может быть либо сам воплощением
небесного грозового огня - богом-громовержцем (в мифах африканского
народа эве имя богагромовержца Согблаа складывается из "со"
- "молния" и "гблаа" - "руководитель касты
кузнецов"), либо его помощником (бог-К. в балтийской мифологии).
Однако в этой роли К. часто сохраняет самостоятельность по отношению
к громовержцу (они непобедимы до тех пор, пока остаются вместе),
иногда оказываясь его " псевдопомощником ". Это проявляется,
например, при их несогласиях, когда К. (как Пиркуши) отказывается
изготовить орудие (стрелу) для громовержца или может стать косвенной
причиной гибели громовержца (как Кусар-и-Хусас, убедивший Балу сделать
окно в доме, через которое, очевидно, может проникнуть смерть).
Таким образом, связывающийся в мифологических представлениях преимущественно
с положительным рядом мифических категорий (в частности, с верхом),
К. иногда воплощает и элементы отрицательного начала. Он
связан с рудами, добываемыми из-под земли, и может ассоциироваться
с подземным огнем, отсюда с нижним (подземным или водным) миром.
Это объясняет и постоянное (Хасамиль) или временное (Гефест) пребывание
К. в нижнем мире и его связь с такими существами, как волк (в осетинской,
римской, германо-скандинавской мифологиях, где волк связывается
с воинской силой героев, приобретению которой помогает К.) и собака
(собака кузнеца Куланна, убитая Кухулином), к-рые выполняют частично
роль, близкую к воплощению нижнего мира. Из нижнего мира К. могут
вызывать другие (небесные) боги. Таким образов К. выступает как
посредник между верхом и низом (хотя в большинстве случаев он связывается
с верхом). Особое положение К. среди других мифологических персонажей
сказывается и в его внешнем облике, иногда сближающем его с хтоническими
существами: так, он хром (Вёлунд у древних германцев, Гефест), непомерно
мал ростом (карлики-К., связываемые с подземным миром в германских
сказаниях). С уродством может быть сопряжено и возникновение
кузнечных орудий: у догонов кузнец должен хранить деревянную статуэтку
однорукой женщины, из чьей отрубленной руки был сделан кузнечный
молот. В различных обществах вокруг фигуры кузнеца часто
складывался особый ритуал, связанный с многочисленными поверьями
и мифами, привязанными к месту (кузнице) и различным этапам работы
кузнеца (по поверьям славян, К. схватил щипцами за язык змея, проникшего
в кузницу; у абхазов кузница убивает пса, ср. собаку Куланна и т.
п.). Наиболее развиты были обряды и мифы этого типа у тех многочисленных
народов, где существовала особая почитаемая (или, реже, неприкасаемая)
каста кузнецов (в древней Ирландии, в Индии и Шри-Ланке, у хауса,
догонов, эве и многих других африканских народов). Эта изолированность
кузнеца, сходная с положением шамана, связана с отношением к нему
как к человеку, обладающему сокровенными способностями, носителю
высшего знания и сверхъестественной силы и страхом перед реализацией
этих способностей. В мифах каст кузнецов К. отводится роль основного
божества [Гу, Лиза (см. Маву-Лиза) у кузнецов племени фон в Бенине]
или главного божества этой касты (ланкийский Вассама, средневековая
трансформация древнеиндийского Вишвакармана, является также богом
кузнецов и может принимать земной облик золотых дел мастера; "Махавамса"
XVIII 24). Особое положение в обществе проявляется, например, и
в том, что в Западной Африке кузнец (изготовляющий при помощи огня
орудия, культовые предметы и магические снадобья) и горшечница (обрабатывающая
"живую глину" - землю) могут вступать в брак только друг
с другом: они рассматриваются как воплощения двух основных священных
начал, вместе обеспечивающие нормальную жизнь социума. При
отсутствии развитой металлургии функции, совпадающие с ролью К.,
в обряде выполняет вождь: у индейцев Северной Америки, например,
вождь племени разрезал природную медь, игравшую существенную роль
в ритуале и мифе (в медь превратилась ядовитая рыбка с блестящей
чешуей, которую пришлось бросить в огонь, или, по другому варианту,
- солнце). Предания о К. нашли отражение и развитие в
литературе и искусстве . В частности, в раннем творчестве Н. В.
Гоголя архетипический образ К„ побеждающего чёрта, дан в "Ночи
перед рождеством". Сходную мифо-поэтическую традицию продолжали
Вагнер, опиравшийся на древнегерманские мифы о К. (А. Блок использовал
те же мифологические мотивы во вступлении к поэме "Возмездие"),
и Э. Верхарн в поэме "Кузнец".На определенных ступенях
развития культуры кузнец считался священным, находящимся под прерогативой
правителя. . Металлургия и алхимия были тесно связаны: согласно
Алло, кузнец сравнивался с проклятым поэтом и отвергнутым пророком.
В «Ригведе» кузнец — творец мира ; вероятно, это было
связано с символикой огня и с тем, что железо ассоциировалось с
астральным миром (первое железо, которое узнал человек, было метеоритным)
и с планетой Марс.
|