КУЗНЕЦ, коваль — в славянской традиции культурный герой; человек, способный ковать железо и изготовлять различные металлические орудия и разнообразные предметы.

 В народной славянской традиции многие существа и боги связывались с кузнечным ремеслом. Например, богомкузнецом у восточных славян был Сварог, пославший на землю кузнечные клещи, научивший человека ковать и установивший брачные связи; кузнецом считался также и бог - громовник Перун, который кует стрелы-молнии, а гром его молота разносится далеко по земле. У русских, украинцев, белорусов был извес-тен миф о небесных богах-ковалях, при помощи железных клещей изловивших страшного Ящера, запрягших его в плуг и вспахавших на нем землю (ср. предание о «змиевых валах»). Помимо этого, ковалями считались и разных других мифических персонажей: так, например. Зиму и  Мороз издревле соотносили с кузнечным ремеслом, полагая, что «с Михайлова дня зима морозы кует», т.е. накладывает на землю железные оковы холода («оковать» в некоторых местах означало замерзнуть), а Мороз «сам мост мостит - без топора, без клинья, без подклинья» (т.е. сковывает реки льдом). Такие же представления соотносились в приметах и поговорках с различными святыми, ср.: «Юрий (26 ноября ст.ст.) подмостит, Никола (6 декабря) пригвоздит, Кузьма закует, а Михаиле раскует»; «Варвара (4 декабря ст.ст.) мостит, Савва (5 декабря) гвозди острит, Никола прибивает»; «Варвара заварит, Савва засалит, Никола закует»; «На Козьму и Демьяна зима воду с землей закует», «Кузьма-Демьян кузнец кует лед на земле и на водах», и т.п. Кстати, святыми покровителями кузнечного искусства считались как раз Кузьма и Демьян, чей день памяти праздновался накануне зимы (1 ноября ст.ст.).

 Деяния богов и святых из мифов, легенд и поверий нашли отражение и в народных обрядах, в том числе в восточнославянском фольклоре: так, в свадебных песнях кузнец кует свадьбу; во время святочных гаданий подблюдные песни о кузнеце предвещали богатство и свадьбу, и т.д. Среди святочных игр была и игра в кузнеца: парни, ряженные кузнецами, «подковывали девок» — задирали им ноги клещами, били молотком по приставленной к ступне палочке и т.п. (ср. народ-ный эвфемизм — «подковать девку» — вступить во внебрачную связь); считалось, что это стимулирует чадородие. У южных славян кузнецы выковывали амулеты, способствующие деторождению.

 Кузнечное ремесло считалось высшим умением, искусством, связанным со сверхъестественным знанием, колдовством, в том числе общением с нечистой силой - чертями и т.п. Так, по некоторым поверьям, кузнецу в работе помогает черт; считалось также, что кузнец способен перековать голос (из грубого сделать тонкий), перековать старое в молодое и т.д. В русских сказках кузнецы нередко подковывают черта; причем этот сюжет нашел отражение и в народных поверьях: так, крестьяне верили, что св. Михаил (празднуемый 29 сентября) держит связанного черта в пекле и будет держать его в оковах до самого страшного суда; поэтому чешские кузнецы в конце августа ударяли по наковальне молотом, чтобы закрепить наложенные на черта узы.

 

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz