О кузнецах и подковах
Соболев Н.
Положение с ковкой лошадей сложилось явно неблагополучное. Кадры кузнецов-ковалей никто не готовит, старики уходят на пенсию, и уже сейчас в коневодческих хозяйствах делать подковы и ковать лошадей почти некому. Раньше в Дубровском конзаводе была школа, которая готовила кузнецов, ее ученики работали в конзаводах и на ипподромах. В послевоенный период в школе наездников при Хреновском конзаводе была организована подготовка кузнецов, но это отделение быстро было ликвидировано. И вот теперь конные заводы вынуждены приглашать на работу малоопытных кузнецов, который ковали до этого только рабочих лошадей. Справляться с ковкой племенных лошадей они не могут. Конзаводы стараются любыми способами повысить квалификацию своих кузнецов и, в частности, по договоренности с Московским ипподромом, присылают их на месяц-полтора для практического обучения ковке племенных лошадей. Практикантов мы прикрепляли к опытным кузнецам ипподрома В.Б. Назарову, И.Д. Капралову, М.М. Астахову и С.П. Макарову; но, как показал опыт, это не метод повысить знания кузнеца-коваля. Коваль ипподрома занимается с практикантом во время своей работы, поэтому уделить ему достаточно времени не может. Кроме того, используя знания практиканта по ковке лошадей, коваль ипподрома поручает ему самостоятельно ковать лошадей без достаточного контроля за качеством работы. Чтобы получить звание кузнеца и быть допущенным к ковке племенных лошадей, практикант должен прослушать установленный теоретический курс и отработать большое число практических часов. Такую подготовку можно осуществить только в школе кузнецов с годичным сроком обучения по специальной программе. Повышение квалификации кузнецов-ковалей также следует проводить через 1 — 1,5-месячные курсы. Теперь о подковах. Стандартные подковы изготовляет Кемеровский завод, но в таком малом количестве, что в продаже их почти не бывает. Конзаводы, как правило, обходятся подковами собственного производства. Областные, районные и даже Раменский республикаский ипподром покупают на ЦМИ подковы, бывшие в употреблении. Как организована работа с изготовлением подков из Московском ипподроме? Мы давно занимаемся производством подков, было много проб успешных и безуспешных, и, чтобы кто-то не открывал уже открытого, хочу рассказать о всех наших поисках, изысканиях. Кузница ипподрома имеет шесть горнов. Старых мастеров по изготовлению подков здесь уже тоже не осталось. Зато работают их ученики, которые раньше были молотобойцами. Каждый кузнец-приладчик (так называют у нас кузнеца, делающего подковы) за рабочий день делает 7—8 станов подков для рысаков. Таким образом, в среднем, за день на ЦМИ изготавливают 35—40 станов, Вначале нами была испробована штамповка подков из листового железа. Подковы с дужкой без шипов (рис. 1). Этот метод оказался сложным. Нужно было сделать около 30 пресс-форм, за изготовление которых заводы не брались. Штамповка подков с шипами (рис. 2) встретила те же самые затруднения. Всего было сделано 7262 стана, или 29048 подков, которые испытывались при ковке с доработкой их в кузнице (пробивка гвоздевых отверстий, оттяжка зацепного шипа}. Наездникам ипподрома эти подковы не понравились, хотя отдельные конзаводы просили прислать штампованные подковы без шипов (они легко их переделывали "в подкову с шипами для молодняка"). Для облегчения веса подков попробовали мы и другой метод — литье из алюминия. Было отлито более 500 станов алюминиевых подков, но при испытаниях на верховых и рысистых лошадях эти подковы ломались. Для прочности пытались менять сплавы, но положительных результатов не получили. Продолжая работать с облегченными подковами, мы сделали заказ одному из заводов, который разработал и сделал 1000 станов алюминиевых прессованных со стальным зацепным шипом подков. Подковы оказались легкими и прочными. Их мы используем вот уже четыре сезона только для верховых классных лошадей, так как массовое производство пока не налажено. Рысак, подкованный на алюминиевую подкову, носил ее больше месяца, и они оказалась очень прочной. Кроме подков с шипами, изготовлялись и гладкие алюминиевые (рис. 3). Стоимость первой партии подков была .довольно высокой — за стан 10 руб.; это объясняется тем, что туда была включена стоимость за пресс-формы. Вторая партия стоила уже 7 руб., а третья — 5 руб., так что по мере увеличения выпуска подков стоимость их снижается. При массовом же производстве они будут совсем недорогими. Пока алюминиевые подковы делаются по одной форме, но в случае необходимости кузнец может уменьшить подкову (обрубить концы во время ковки лошади). Три года назад, не найдя заводов, которые согласились бы заняться изготовлением прокатных подков из стали, мы начали эту работу в своей кузнице. Вальцовка для проката стали на подковы состоит из станины, редуктора с электродвигателем, двух пар шестерен и двух валков. Валки имеют профильные ручьи, которые могут быть разной формы (рис. 4). Прокат стали производится в нагретом состоянии. Разогрев металла осуществляется в термической печи, работающей на солярке. Одновременно нагревается до 200 заготовок, которые нарубаются из 12-миллиметрового круглого или четырехгранного прута. За 2 часа два человека (кузнец и молотобоец) прокатывают до 300 заготовок, из которых может быть изготовлено 75 станов подков. Один кузнец-приладчик с молотобойцем за рабочий день могут сделать из проката 30 станов. Эти подковы прочны, легки, и, главное, их очень просто делать. Да и вообще этот способ экономичен — себестоимость подков недорогая. Наездники и жокеи с удовольствием пользуются этими подковами летом. Правда, последние хотят получить еще более облегченную подкову. Мы думаем, что ее можно сделать из 10-миллиметрового прута, но в этом случае нельзя быть уверенным в том, что ветви такой подковы не будут расходиться. Это предложение нужно проверить. Изготовление подков из проката (рис. 5), по нашему мнению, простой и доступный способ, который себя оправдал. Его можно применить в любом хозяйстве, так как сделать вальцовку несложно в мастерской, имеющей токарный и фрезерный станки. Кстати, опытная вальцовка, установленная в кузнице Московского ипподрома, вполне удовлетворительно работает уже три года. За это время пришлось лишь несколько раз сменить валки. Инженер-механик Н.Н. Зимин предложил тип более мощной вальцовки. Сейчас на ЦМИ разрабатывается приспособление для изготовления подков из этого же проката механическим путем. Если изготовление прокатных подков правильно организовать, то вопрос ковки на летние подковы в коневодческих хозяйствах и на ипподромах наполовину будет разрешен, тем более, что на вальцовке можно делать разные профили. Но кустарщина остается кустарщиной, от нее нужно отходить, и следовало бы на ипподроме иметь специалиста, знакомого с технологией обработки металлов, который руководил бы этой работой и внедрял новые, современные методы поделок подков. Это, безусловно, улучшит качество изготовления подков и значительно снизит их стоимость. В этой статье мы рассказали о нашем опыте изготовления подков новым способом, о находках и постигших нас неудачах с тем, чтобы коневоды, работающие над этим же вопросом, не повторяли наших ошибок. Н. СОБОЛЕВ старший ветврач Московского ипподрома |
|
|