|
О демидовском железе Изабелла Байкова Фото Екатерина Кузьмина
Мы представляем вам в рубрике "Мастер-класс" кузнеца Игоря Андрюхина. Он является членом Союза Художников России. В свое время окончил Художственно - промышленную Академию им. В. И. Мухиной. Работал в Англии, Италии, Норвегии. Участвовал в реставрации множества архитектурных объектов, принимал участие в международном конкурсе "Проект Тысячелетия" в Великобритании. Работал над металлопластическими конструкциями вархитектурной среде города.Тема, затронутая Игорем на страницах нашего журнала, показалась нам очень актуальной в связи с проблемами, возникающими в современной реставрации. Речь пойдет о легендарном Демидовском железе. До недавнего времени эта тема у нас практически не звучала,несмотря на тот факт, что почти все историческое железо в Петербурге делалось по этой технологии. В восемнадцатом веке русский промышленник Никита Демидов снабжал всю Европу своим железом, сделанным из уральской руды. Научился же он изготовлять ковочное железо в Англии. Впоследствии эта технология в России утратилась. Игорь расскажет на страницах журнала об этой технологии, которую он уже применил на практике в работе над памятным знаком, посвященным ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС. Вся металлическая часть памятника сделана из демидовского железа.Так же он провел в Академии Художеств Норвегии мастеркласс, обучая этой технологии студентов. Это ковочное железо, которое в России сейчас никто не производит, англичане своей собственной технологией считают, хотя шведы делали это не хуже. И Индия, и Китай. Да все человечество, со времени железного века по этой технологии работало. В промышленных масштабах это железо только в Англии сейчас производят, но небольшими партиями его можно в любой кузнице делать. Никаких особенных условий для этого не нужно. А вообще, его полно по городу и так. Дома старые разбирают, там стяжки, костыли, все из него, Я возле своей кузницы нашелстарый лист демидовского железа, а листами его даже в Англии не производят, очень сложно. Такое железо имеет волокнистую структуру его поверхность напоминает дерево. Из руды вытесняется излишек шлака для получения максимально чистого материала. Но не до конца, как правило, там 4, 6, 8 % песка, шлака остается. Это не нержавейка. На чуть-чуть, как все хорошее, отличается от плохого. Сильно сложного тут ничего нет. Этой технологии нужно обучаться, и дальше спокойно действовать. Внедрять ее в реставрацию, выводить на архитектурный уровень. Пока в России это никак не разрабатывается. Это уникальный материал, по коррозийной стойкости не уступающий чугуну и бронзе. Кроме того, он практически не создает галь ванопары, его можно сочетать с другим металлом, что очень важно для реставрационных работ. В реставрации у нас вандализм. Доктор не дотягивается, а операцию делать надо. И делаем, как умеем - мажем открытый перелом зеленкой. Реставрация таких вещей, как, например, "железо" Спаса на крови и другие исторические объекты, должна проводиться именно в этой технологии, и только в ней. Все историческое железо у нас в городе сделано именно по этой технологии. Очень жаль, что стеклометаллическое пространство музейного корпуса Мухинского училища было воссоздано не из железа, а из стали. Материал этот неликвидный, все обрезки могут снова идти в дело. На заводах раньше все остатки складывали в ящики, потом заново нагревали до нужного состояния и молотами соединяли, кузнечной сваркой, делая снова заготовки. Ковочное железо не принимает электросварки, отслаивается. Нужно иметь навык его соединять. Ловить момент, когда оно хочет слипаться. Об этом я и расскажу. Демидовская полоса предназначаласьдля стяжки металлических конструкций. Этот материал в конструкциях зданий работает на растяжение, его волокнистость здесь вовсю используется. И ответственность кузнечной сварки в этом материале поэтому особенно высока. 1. Имеем исходную полосу, старую стяжку из демидовского железа. На снимке я ее положил на классическое ограждение реки Фонтанки, Там сохранилось много кузнечной сварки. Фактически она вся сварена из демидовской полосы именно таким методом. В девятнадцатом веке владели этой технологией на уровне ремесла. 2. Делаем разметку для рубки, мелом, 3. Нагреваем до 800° в горне, на коксе (рубка в горячую). Делаем зарубку Работаем топором и молотом. Даем чуть-чуть остыть. 4. Делаем излом. Когда материал становится малиново-серый, он легко рвется сам по себе, это хорошая температура для разрыва. Ударяем о наковальню - отлетает. Если начать рвать (рубить) при 900°, то железо будет, как тесто, растягиваться волокнами. 5. Подготавливаем концы разрубленной полосы к кузнечной сварке. Нагреваем до 1000 - 1200°, поочередно. Так, как это полоса, сдавливаем ее концы с боков, осаживаем, стучим в торец, с боков, как бы набираем материал. Концы полосы в сечении должны получиться почти квадратными. Так дольше держится тепло. Потом, когда будем кузнечной сваркой сплющивать, материал раздастся до ширины полосы. Нагрев и подготовку концов нужно делать быстро. 6. Нагреваем теперь оба конца одновременно, до 1400° - 1500°, до состояния "манной каши", когда материал не просто белый, а ярко - белый и есть эффект прозрачности. Железо через поры потеет, и выдает пленку из жидкого песка и шлаков, которые содержатся в самом железе. 7. Накладываем подготовленные и на гретые концы один на другой, примерно, на ширину полосы. И с помощью кувалды сверху бьем, сдавливаем до прежней ширины полосы. С боков пока не стучим. А потом, когда мы сдавили "врукопашку" до толщины полосы, переворачиваем на торец и оформляем профиль, доводим до исходной формы. Это все делается за 15-20 минут, в один нагрев. Материал при этом почти не убывает. 8. Зачищаем. В данном случае, площадь сцепления составляет примерно 50%, Это хорошая сцепка, она будет держаться, работая на растяжение, не отвалится. В старых конструкциях можно встретить и 10 - 20% сцепления. Меньше уже нельзя. Мы сделали классическое соединение "внакладку". Бывает "в расщеп", "замком". Профессионально соединить демидовское железо можно только так. Это самое крепкое неподвижное соединение, которое можно придумать для этого материала. Если бы я заварил это железо электросваркой, как поступают со сталью, зачистил бы, что бы следа не осталось, а потом ударил несильно об угол наковальни, то оно разломилось бы в месте сварки, был бы такой эффект, будто я его рубил. Это, как раз то, на что жалуются реставраторы старых решеток, которые сделаны из демидовского железа. Просто нужно знать, что железо и сталь не синонимы. Это - разные по своей природе вещи. Как собака и волк, например.А потому и методы работы с ними различны. |
|
|