Если
вы всё-таки пришли к мысли о необходимости создания собственной
кузнечной мастерской, то лучшее, что вы можете сделать – это выкинуть
эту мысль из головы и удариться во всем известные – «все тяжкие»!
Если после
«всех тяжких» эта мысль не оставила вашу больную голову,
то придя в себя вам нужно решить три проблемы – деньги, помещение
и коллектив. Очерёдность решения проблем может быть любой, но такой
порядок предпочтительнее.
Проблема
первая –
Деньги. Для чего они нужны, при создании мастерской, говорить не
буду – и так всё ясно – инструмент, транспорт, оборудование, расходные
материалы, металл и др. и пр. Можно попытаться выиграть
в лотерею – я несколько раз выигрывал, рублей по 100-200 – на «все
тяжкие» не всегда хватало… Можно денег занять, но тут сразу
возникают подводные камни. Денег необходимо не мало и не все просто
бросятся Вам их давать! Условия заёма, как правило, кабальные. Либо
хороший процент, либо участие в прибыли. Второе условие, на первый
взгляд, выглядит соблазнительно, но, как правило, люди, у которых
есть деньги, заработали их не на производстве и ваши «прибыли»
через год их вряд ли устроят – результат-конфликт. Если
ваши лучшие друзья банкиры и с деньгами у вас проблем нет, то зачем
вам кузнечная мастерская? Лучше - «все тяжкие»!
Можно не занимать, а, экономя на всём, начинать работу с заказа,
т.е. взять заказ и с аванса что-то покупать. С другого заказа ещё
что-то и так далее. Но обычно, аренда, электричество и прочие расходы
гораздо больше, чем авансы по заказам, которые вы получаете и вы
ходите по жуткому кругу – получая очередной аванс закрывать старые
дыры, а заказ делать уже не на что и следующий круг. Отсюда летят
и сроки, и качество и авторитет. Я знаю таких руководителей
– уже седые, а круг тот же! Вырваться из этого круга очень тяжело,
но можно, проверенный способ есть – услуга платная – обращаться
к автору. Главная
отрицательная сторона этого пути состоит в том, что в режиме жестокой
экономии вам придётся подниматься очень долго, так как вероятность
того, что сразу после открытия на вас прольётся золотой дождь из
дорогих и объемных заказов очень мала. Даже если он на вас всё-таки
прольётся, то, вряд ли вы сможете их «прожевать»!
Если у вас уже есть хороший пакет заказов или вы ими обеспечены
надолго, то зачем вам кузнечная мастерская – вам нужно что-то другое…
Проблема
вторая –
Помещение. Тут важно, чего вы хотите. Я видел счастливых людей,
работающих в собственном сарайчике. В основном, необходимо производственное
помещение, площадью – это зависит от ваших планов – и желательно
с кузнечным оборудованием. В противном случае вам его придётся приобретать,
а это проблема №1 описанная выше. Такие помещения, обычно,
находятся на территориях заводов, автобаз, просто баз, складов,
фабрик, депо и др. предприятий. Остальное это для обеспеченных
– я имею в виду строительство своего помещения, по своим запросам.
В этом случае – железное правило – если есть возможность построить
собственное помещение, то зачем строить кузню – дело хлопотное и
грязноватое. Проще – склад и сиди, собирай аренду. Если
вы не входите в описанную категорию, то ваш путь к руководству завода
или хозяину! Там, разговор достаточно лаконичный. Вам
предлагают три схемы работы –
- Вы остаётесь
со своим лицом, платите минимальную официальную аренду, договорную
сумму руководителю в стол и не суётесь со своими проблемами.
- Вы счастливчик! Вы получили нового партнёра – вклад,
которого – помещение, так вам необходимое. Отсюда следствие,
прибылью надо делиться! Причём с первого же заказа и все увещевания
о необходимости развития не получают должного понимания. Любые
ваши попытки решать самостоятельно возникающие финансовые затруднения
рассматриваются вашим партнёром как нарушение ваших договорённостей
с неизбежными санкциями в ваш адрес. - Вам предлагается,
засунуть своё лицо себе в одно место – себе же, и стать сотрудником
предприятия и принять руководящую и направляющую силу вашего
нового босса. При этом вы продолжаете заниматься тем же чем
и занимались по полной программе и у вас есть желанное помещение,
но у вас появляются «субботники» - их можно сравнить
с субботниками представительниц самой древней профессии. У вас
появляется такой пережиток социализма как выходные с 30 апреля
по 15 мая. У вас появляются и пережитки капитализма, такие как
рождественские каникулы с Российским размахом с 28 декабря по16
января не взирая на подписанные договора. И самое главное, у
тебя теперь есть зарплата, а прибыль с отчётом по всем своим
затратам вы относите в известный уже стол.
При всех этих схемах
руководитель однозначно оставляет за собой право жесткого контроля
за вывозом вашей продукции и за пропуском на подвластную территорию.
Ваш новый партнёр или босс берёт на себя решение о значимости заказов
– для него выполнить эксклюзивный заказ для своего друга за копейки,
важнее, чем ваш заказ, над которым вы бились 1,5 месяца за хорошие
деньги. Причём изобретательность боссов не имеет границ – под вас
создаётся ООО, где учредитель - не вы. Вам «предоставляется»
бухгалтер и «помощники». При этом каждый босс ждёт и
надеется, что если у вас получится и схема заработает, то у него
будет возможность вас в одночасье уволить, а работающее производство
оставить себе совсем на других условиях. Кроме этого при любой схеме
отношений руководитель абсолютно уверен, что вы его всегда обманываете
и вам надо закрутить гайки. Самое главное, во всех трёх
схемах заложено то, что руководитель в любое время может разорвать
с вами любой договор. Все попытки заключать официальные договора
с указанием пункта об упущенной выгоде (в связи с расторжением договора)
не имеют никакого успеха! Как только вы подсовываете руководителю
нормальный договор, со всеми деталями – у него сразу портится настроение,
со всеми вытекающими последствиями. Должен снова сказать,
что если ваш дядя директор машиностроительного завода и с помещениями
у вас всё в порядке – ну тогда совет вы уже знаете! Для
недоверчивых, могу сказать - все, что написано выше, могу подтвердить
записями в своей трудовой книжке. Проблема
третья –
Коллектив. Вопрос, именно о коллективе, очень важен, так как со
своими партнёрами, это, как правило, 1-2 человека много не наработаешь.
Вам больше нужны работники-исполнители, а ваш партнер, с которым
вы работали раньше, может с вами не согласиться по какому-нибудь
поводу – например договорной цены на заказ. Вам в любом случае вам
придётся решать проблему власти – кто здесь хозяин! Когда этот вопрос
решён, остаётся решать – кто будет работать? Можно кинуть
клич по друзьям-знакомым: «Люди! Деньги - есть, заказы – есть,
помещение – есть, приходите работать!» Уже в одном этом кличе
есть что-то настораживающее. По личному опыту знаю на
такой клич если кто-то и откликнется – то ничего хорошего из этого
всё равно не получится. Дело в том, что отношения между друзьями-знакомыми
нельзя переносить на производство – слишком велика вероятность конфликта
после первой же зарплаты. Более простой способ – объявление
о приёме на работу. Здесь много плюсов – любой приходящий по объявлению
с самого начала знает – кто здесь главный и кого надо слушать. Ваше
право назначать испытательный срок. Ваше право требовать соблюдения
производственной дисциплины и других ваших условий. Редкий ваш давешний
приятель выдержит такую тиранию. А если все эти требования
с вашей стороны подкреплены честными зарплатами, надёжным снабжением
и хорошими заказами, то у вас большое будущее и люди к вам потянутся!
В этом способе создания коллектива есть одна отрицательная
сторона – долгий срок! Дело в том, что по объявлению приходят
разные «работники», некоторых приводят жёны! Некоторые,
после первого визита больше не появляются. По моему, личному
опыту, чтобы собрать коллектив из 8-10 нормальных работников, на
которых можно положиться, необходим почти год. Ну, может 9 месяцев
– всё как у людей! Ещё обязательно необходимо решить
вопрос с монтажниками. Существуют три вида монтажа:
- Кто сделал
– тот и монтирует. (Эта схема работает в маленьких мастерских
или в тех, которые только в стадии становления.) Плохое здесь
только то, что во время монтажа новый заказ никто не делает!
- Монтажом
занимаются некоторые ваши работники, то есть во время монтажа
работа в мастерской – идёт. Сложность в этом тоже есть – у монтажников
уже должен быть свой комплект инструментов, чтобы не тормозить
работу в мастерской.
- Монтажом
занимаются специально нанятые для этого люди. Как правило, это
сложившиеся коллективы, иногда, со своим инструментом и автотранспортом,
у которых есть старший, с которым вы решаете все проблемы ещё
при подписании договора.
Необходимо учитывать,
что плохим монтажом можно свести на нет, все усилия, всей мастерской.
Теперь ещё один интересный момент. Монтажников необходимо
одевать в униформу! В мастерской, ходите хоть голые – а к заказчику
– в спецовках, желательно с логотипом на каком-нибудь месте
и с биркой с ФИО, фото и печатью. Поверьте, я не сгущаю
краски – моих монтажников в их лохмотьях охрана просто не пустила
на объект заказчика. «Откуда мы знаем, что это за оборванцы»
- сказали мне, а в договор уже изменений не внесёшь! Так было не
всегда, но к этому необходимо быть готовыми. Поверь,
читатель – гораздо проще работать на кого-то, желательно поприличнее.
Выполнять свою работу, занимаясь самосовершенствованием, не знать
всех этих забот и отвечать только за себя! Иногда можно с достоинством
специалиста поворчать на начальство за невысокую стоимость заказа
или неважное снабжение. Для
тех, кого это уже не устраивает, и он считает себя в силах преодолеть
все трудности, перечисленные выше, есть ещё одна проблема – ваши
взаимоотношения с государством! Эту проблему я не обозначал в начале
статьи только потому, что работать можно и, не решая эту проблему
сразу. Эта проблема решается по необходимости… Лично мне
приходилось работать с «очень» большими заказами практически
с «левой» печатью. Это хождение по лезвию бритвы – но
стопроцентный способ избежать всех проблем – это скрупулезное соблюдение
всех условий договора и сроков выполнения работ. Возникала
парадоксальная ситуация – если при заключении договора с меня требуют
копию учредительских документов – я начинаю готовиться к тому, что
меня собираются «кинуть». Официальная регистрация,
конечно, необходима, но в начале пути - это дополнительные затраты,
куча бумаги, бухгалтер, с его зарплатой и всякие другие нудности.
Но о налоговой и проблемах, которые могут возникнуть – забывать
не стоит! А теперь, читатель, я выполняю просьбу заказчика
этой статьи – попробую определить «выход из этого тупика!».
Ну, во-первых, это не тупик, а трасса очень сложного и очень большого
слалома. По таким трассам люди «катаются» уже давно.
Я просто расставил сигнальные вешки, которые надо видеть и знать,
как их обойти, а это, как известно, дело техники. Лишних вешек не
ставил – сейчас нет «таких» бандюков, какие были.… Сейчас
нет проблем с инструментом и оборудованием, а раньше...!
Так что с разумным оптимизмом,
с разумным компромиссом и вообще с разумом можно пройти любую «трассу».
Как только вы начинаете понимать, что у вас не хватает времени ни
на что – вы на правильном пути! Если по ходу работы возникнут вопросы
– буду рад помочь! Тем более что сам сейчас нахожусь на
творческом и производственном перепутье…
Артур Гюламирян
www.Metart.ru
|