Л.Б. Архангельский

О мечах харалужных

 На протяжении всех лет, что я занимаюсь кузнечным делом приходилось сталкиваться с просьбами отковать меч - «Ну, такой типа русского... В общем, сам понимаешь!» Но вопрос о русских мечах не такой простой, как кажется на первый взгляд (и на второй тоже). Исторические и национальные корни узорчатых мечей очень смутно просвечивают через тьму лет, тем более что на сегодняшний день накопилось множество искажений и домыслов. Например, в популярной литературе как о факте пишут, что с булатными мечами столкнулся ещё Александр Македонский при завоевании Индии (IV век до Рождества Христова), но древние историки писали лишь о том что индийские мечи были сделаны из литой стали (феррум кандидум), а вот были ли они узорчатыми...

 Более-менее точно известно, что грамотно, осмысленно изготовленные клинки из разных сортов железа ковали ещё приальпийские кельты. Такие «высокотехнологичные» мечи древности (VI-II век до Р. X.) нашли в Швейцарии, на дне озера близ города Ла -Тене. Однако кельты бывают разными и над тяжёлыми мечами кельтов-галлов потешались ещё римляне, потому что эти мечи гнулись уже после пары сильных ударов и их приходилось выпрямлять ногой.
 Именно римлян принято считать изобретателями в полном смысле узорчатых мечей, поскольку они оставили материальные доказательства производства клинков с преднамеренно получаемым узором. Так, совершенно неоспоримо то, что к IV веку узорчатые мечи уже были широко распространены в Римской империи. Об этом свидетельствует так называемая «нидамская находка».
 

 

Нидамские мечи

 У побережья Дании, в бухте близ Нидама, археологи нашли три затонувших римских корабля. Вместе с другим оружием с этих судов подняли сто неплохо сохранившихся мечей. Девяносто из них имеют узорчатые клинки, а металлографические исследования показали, что их средняя часть сварена из отдельных узорчатых полос, скрученных в разных направлениях. В них отмечено высокое содержание фосфора. Приваренные лезвия были стальными с содержанием углерода от 0,3 % до 0,6 %. Средняя длина клинков 75 см при ширине около 5 см, и на них стоят клейма мастеров с германскими именами, но с римскими окончаниями - Рикус, Кокилус, Рикким. Такие мечи носят название «спада», а их владельцы римляне «официально» считаются изобретателями узорчатых мечей.

 Вместе с тем ковать хорошие мечи умели не только на севере Европы, но и в других районах Римской империи. Например, о мечах привозимых из Испании (от кельтиберов?) Филон Византиец в III веке писал так: «Если нужно их испытать, то берут правой рукой меч, кладут его горизонтально на голову и сгибают на обе стороны вниз, пока не коснутся плеч. Тогда отводят быст-ро обе руки в сторону, а меч, свободно отпущенный, станет снова прямым и вернётся к своей прежней форме так, что никакой мысли о кривизне не остаётся. Сколько бы раз это ни проделывали, мечи остаются прямыми».
 О прекрасных мечах, изготовленных мастерами несколько более поздних времён, говорится в письме Теодориха Великого - короля остготов - датируемом началом VI века. В этом письме он выражал признательность вождю германского племени гварнеров (вандалов) Тразамунду за присланные в подарок мечи.

Теодорих пишет: «Мечи эти разрубают даже брони и более дороги качеством железа, чем ценностью золота. Их полированная поверхность блестит в полосе так, что ясно отражает черты смотрящего. Лезвия выточены так равномерно остро, что можно подумать, будто они вышли из плавки, а не выкованы из отдельных полос. В их выточенных прекрасными долами серединах, кажется, видишь мельчайшее переплетение червячков столь разнородных оттенков, что чудится, будто светящийся металл пропитан разными красками».
  Что касается «переплетения червячков разнородных оттенков» в мечах вандалов, то в современной немецкой литературе такой тип узора так и называется «пёстро-червячным» - Wurmbund. И в скандинавской поэме «Сказание о Беовульфе» упоминается меч с похожим (warmfa — «светлый червь») названием узора. Разнообразные оттенки дета-лей узора получаются из-за использования при изготовлении меча нескольких сортов металла. В ливонских сагах прямо пишут, что меч их героя, Колеве-Пега, был откован из семи сортов железа и стали.
 Вандалы, приславшие в подарок готам свои мечи были прибалтийским германским племенем. Именно германцам многие сотни лет принадлежало первенство в изготовлении классных мечей. Ранние европейские мечи типа «спады» принято называть «меровингскими» - по правящей в то время во франкском государстве династии Меровингов. Конструкция и форма клинков этих мечей первоначально такая же, как и у мечей нидамской находки, но постепенно вплоть до XI века меняется в сторону упрощения. Начиная с IX века правила уже династия Каролингов, поэтому мечи франков этого периода именовались «каролингскими».
 Арабские хронисты писали, что мечи франков столь остры, что рубят даже железо, поэтому на Востоке франкский меч стоил 1000 египетских динаров - в 300 раз дороже некоторых местных. Очень интересным в этой связи является одно из сообщений Х века, в котором говорится, что от русов (руссов?) на Восток, вплоть до Багдада, вывозятся прекрасные мечи, которые «можно сгибать пополам и когда отнять, они возвращаются в прежнее положение».
 Мечи русов и их самих арабские писатели начинают упоминать в IX веке. Но кто такие эти русы, можно ли их считать нашими предками? Вообще-то можно, но с некоторыми оговорками. Даже у арабских летописцев на этот счёт разногласие. Одни пишут, что «русы суть племя из славян», другие совершенно чётко их разделяют, указывая на то, что русы «нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазарию и Булгарию и там продают».
 Лирическое отступление. Арабский путешественник начала Х века Ибн-Фадлан пишет о русах, что они «самый грязный народ из всех, что созданы Аллахом. Руссы никогда не омываются ни от мочи, ни от кала, ни после совокупления». По его описанию, русы умываются по очереди (10-15 человек) в одном тазу, куда плюют и сморкаются. Общеизвестно, что нынешние русские умываются под струёй воды, а умывание в тазу свойственно германцам, поэтому «за бугром» и сегодня затыкают слив в раковине.
  О происхождении русов, кто они, когда и откуда пришли - на это пока нельзя дать точный ответ. Впрочем, некоторые историки считают племя русов ответвлением древнего народа ругов, западная часть которого погибла в Италии ещё в V веке. Действительно, хорошо известен балтийский остров Рюген (Руген), с населявшими его буйными пиратами и человеческими жертвоприношениями в храме Чернобога. Западные писатели древности княгиню Ольгу считали королевой ругов, Ярослава Мудрого тоже называли владельцем земли ругов, которую в Х веке уже звали Руссией.
 Чтобы не влезать в дебри этнографии, процитируем «Повесть временных лет», которая пишет о войске Олега (888 г.), что «...беша у него варязи и словене и прочий, прозвашася Русью». Вероятно, к рубежу Х-ХI ве-ков из русов, славян и «прочих» скандинавов образовался единый народ, называемый русь. Поскольку для более обоснованных выводов нет дан-ных, то на этом остановимся и перейдём к русским мечам.

Хорезмийский учёный Аль-Бируни в Х веке так описывает мечи русов: «Русы выделывают свои ме-чи из шапурхана (стали), а долы посреди них из нармохана (железа), чтобы придать им прочность при ударе, предотвратить их хрупкость. Аль-фулад (литая сталь) не выносит холода их зим и ломается при ударе. Когда они познакомились с фарандом (сплавленным узорчатым металлом), то изобрели для долов плетенье из длинных проволок, изготовленных из обеих разновидностей железа - шапурхана и нармохана. И стали у них получаться на сварных плетениях при погружении в травитель вещи удивительные и редкостные, такие, какие они желали и намеревались получить. Фаранд же не получается соответственно намерению, но он (его узор) случаен».
 Уже знакомый нам Ибн-Фадлан говорит о вооружении русов, что мечи их франкские. (Современные переводчики уточняют, что «франкские» - в смысле «как у франков»). Но другой писатель, его современник Ибн-Руста (910 г.), называет русов владельцами слиманских мечей. Их сведения примиряет трактат Аль-Кинди (840 г.), в котором он пишет, что франкские и слиманские мечи схожи тем, что выкованы из нармохана и шабурхана, но узор слиманских мечей более мелкий, блестящий и редкого искусства (вспомним плетёнку из проволок). В конце концов, Аль-Кинди подытоживает, что, в сущности, франкские и слиманские мечи одинаковы.
 Но на этом загадки русских мечей не кончаются. В «Слове о полку Игореве», повествующем о походе в 1185 году князя Игоря Святославича на половцев, говорится о мечах и копьях «харалужных», которыми были вооружены русские воины. Загадочные «харалужные» мечи, «харалуг» упоминаются лишь в «Слове...» и еще в «Задонщине» середины XV века, а позже при описании оружия используется слово «булат» и другие привычные термины. Вероятно, это произошло из-за постепенного прекращения производства оружия с харалужным типом узора.
 Само слово «харалуг», «харалужный», произошло, как полагают, от тюркского названия узора «кара лыг» - «чёрный цветок». Отметим, что другое традиционное название «пёстро-червячного» узора римских, франкских и норманнских мечей — «розовый (цветочный) Дамаск», и вовсе не из-за того, что он розового цвета. После шлифовки и травления сваренных вместе скрученных прутков образуется характерный, состоящий из соприкасающихся полукругов узор, действительно напоминающий цветок с чёрными лепестками, поэтому названия «розовый», «чёрный цветок» или «харалужный» даже точнее, чем «пёстро-червячный», отражает сущность узора. В пользу этого говорит и тот факт, что наряду с мечами в «Слове...» упоминаются и копья «харалужные», а наконечники европейских копий того времени в большинстве своём действительно имели описанное выше строение, о чём поведал К. Антейн в своём прекрасном ис-следовании «Дамасская сталь в стра-нах бассейна Балтийского моря».
 Недавно появилось ещё одно тол-кование на тему русских «харалужных» мечей. За короткое время были опубликованы четыре статьи (две из них в журнале «КАЛАШНИКОВ»), в которых сообщалось об открытии «хоролуга» - некой «боевой стали древних славян». Этот «хоролуг» заодно является и новым классом клинкового никельсодержащего металла. Нового в том смысле, что его секрет был известен только древним славянам-русам, но потом забыт и забыт настолько прочно, что его сегодняшним открывателям даже выдали патент.
 По мнению авторов статей, слово «хоролуг» (он же «хоролудь») обра-зовано из двух корней: «хоро» - круг, солнце, и «лудь» - блеск, сияние. Таким образом, дословно «хоролужный» - «сияющий как солнце», а в переносном смысле - «сталь бога Солнца Хорса».
 Мысль интересная, и ранее почему-то никому в голову не приходившая. Возможно, потому, что открыв академическое издание «Слова о полку Игореве», читаем там «харалуг». Можно было бы допустить звуковой переход «о» в «а» (подобно тому, как древний Москов сейчас произносится «Масква»), но в древности (XII век) такой переход был крайне, до невозможности, маловероятен. Тем более, что «солнечное» слово «хоровод» до сих пор и пишется, и произносится по старинке, через «о» - и не только в петербургской студии «Хоролуг СПб», но даже и сплошь «акающими» москвичами из студии «Харалугъ».

Озвучивая новые теории, нужно стараться, чтобы они были свежими, но не незрелыми. Похожих на правду версий можно выдвигать много, но их придётся притягивать за уши, которые будут потрескивать от недостатка фактических данных, поэтому оставим тему о харалужных мечах другим исследователям. Может быть, они смогут рассуждать на эту тему более обоснованно, когда появятся новые археологические и документальные данные, которые облегчат труд энтузиастов. Я же, затратив много сил и лет на изучение ранних узорчатых мечей, всё реже могу говорить о них с категоричной уверенностью - чего искренне и вам желаю.                      

по материалам журнала "Калашников"

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz